ДОНЕЦКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   КОМИТЕТ
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ УКРАИНЫ

_______________________________________________________________

В этом разделе Вы сможете получить  правовую помощь
в разрешении некоторых проблем возникающих при выплате зарплаты, при увольнении, отправке Вас в бесплатные отпуска, консультацию о правах гражданина при задержании правоохранительными органами и многое другое. 

В ПОМОЩЬ
ЧЛЕНУ ПРОФСОЮЗА

           Для того чтобы обуздать непомерные аппетиты новоиспеченных нуворишей и чиновничий произвол, необходимо объединиться  для защиты  своих законных прав и профессиональных интересов, используя правовое поле государства. То есть для достижения этой цели необходим профессиональный союз (профсоюз) людей наемного труда.  
Профсоюз – это люди труда, осознавшие необходимость совместных действий и объединившиеся для  отстаивания своих интересов перед государственной "машиной" и работодателем на профессиональном уровне.
Чтобы отстаивать интересы труда перед капиталом, каждому члену профсоюза необходимо знать свои права и умело применять их на практике.

Шемяков А.Д.  
Председатель Донецкой областной организации
 профсоюза работников  радиоэлектроники
 
и машиностроения  Украины

 

О юридической помощи

            Попытки оправдать нарушения трудовых прав граждан политической ситуацией, возвышенной производственной целью, трудностями реформаторского переходного периода попросту лицемерны. Именно такие аргументы используются руководителями предприятий и организаций всех форм собственности в спорах с работниками по поводу несвоевременной выплаты зарплаты, установления неполного режима рабочего времени, принудительного отпуска. В результате эта демагогическая мотивировка формирует удобный идеологический фундамент ущемления трудовых прав граждан.
         И это будет продолжаться до тех пор, пока человек труда, не получающий своевременно заработную плату, принудительно находящийся в отпуске без сохранения заработной платы, работающий в режиме неполного рабочего времени, будете позволять унижение себя, пренебрегать своими же трудовыми правами и человеческим достоинством.
         Мысль обратиться за юридической помощью в свой профсоюз, а затем в суд приходит в голову самой последней вследствие методического навязывания властьимущими человеку труда  негативного отношения к профсоюзам. А зря. Украинским парламентом приняты к исполнению неплохие законы, регулирующие подобные случаи.
Тем более, что государственной пошлиной дела о трудовых спорах не облагаются, т.е. денег на судебное разбирательство трудящийся не тратит. 
        На этой страничке вы сможете получить правовую помощь в вопросах связанных с трудовыми отношениями, заключения коллективных договоров, принудительного исполнения судебных решений по урегулированию трудовых споров, по налогообложению и т. п.

ОГЛАВЛЕНИЕ:  

                            1. Оплата труда

2. Регулирование трудовых взаимоотношений 

2.1. Прием и увольнение наемных работников.

       Трудовой контракт не всегда законен. 

         Что такое срочный трудовой договор

         Образец формы трудового договора между наемным работником и предпринимателем(ф. лицо)

         Увольнение работников в связи с сокращением штатов 

         Законодательство Украины, регулирующее процедуру  численности при сокращении            
         работников.
 

         Порядок сокращения. 

         Преимущественное право работников при сокращении.

         Когда не допускается увольнение работников? 

         Когда необходимо согласие профсоюзного органа на увольнение члена профсоюза? 

       Когда можно уволить работника?

         Гарантии и компенсации. 

2.2. Рабочее время и отпуска.

      Норма рабочего времени  в 2003 году?

      Закон Украины "Об отпусках" (укр. вариант) 

2.3. Ответственность за не соблюдение трудового законодательства.

         Каковы последствия несоблюдения требований законодательства? 

         Примеры составления заявления в КТС.

         Примеры составления искового заявления в суд. 

        О порядке принудительного исполнения решений судов и других   органов.   

 

3. Коллективный договор и законодательная база используемая   при рассмотрении   коллективных трудовых споров.

       Как заключить коллективный договор?

         Что такое коллективные трудовые  споры и формы их разрешения?  (укр. вариант)

         Национальная служба посредничества и примирения.  (укр. вариант)

 

  4. Жилищные вопросы.

        Кого будут выселять из квартир?    
      
Жилищные субсидии - реальная помощь

 

 5. Другая информация.

        Что делать если Вас остановил сотрудник милиции?

        Права гражданина при задержании или аресте.   

        В помощь бухгалтеру 

1. О  ЗАРПЛАТЕ

Выписка из ЗАКОНА УКРАИНЫ «ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА»

«... Статья 1. Заработная плата

Заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, -в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Размер заработной платы зависит от сложности и условий выпол­няемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результа­тов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Статья 2. Структура заработной платы

Основная заработная плата. Это — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы време­ни, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанав­ливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Дополнительная заработная плата. Это—вознаграждение за рабо­ту сверх установленных норм, за трудовые успехи, изобретательность Я за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантий­ные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим зако­нодательством; премии, связанные с выполнением производственных за­даний и функций.

Иные поощрительные и компенсационные выплаты. К ним относят­ся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и иные де­нежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действу­ющего законодательства или которые производятся сверх установлен­ных указанными актами норм………..» 

Об индексации денежных доходов граждан 

Верховная Рада Украины 5 октября т.г. приняла постановление, в котором, в частности, предложено Кабмину в месячный срок отменить свое постановление от 21.12.98 № 2034 "Об индексации денежных доходов граждан". Это уже второе постановление ВР Украины относительно отмены указанного документа правительства, которое самовольно суживает законодательные нормы и на что неоднократно обращал внимание властных структур ЦК профсоюза.

Отмена постановления правительства предусматривает:

- индексацию денежных доходов населения в границах трехкратной, а не однократной величин стоимости границы малообеспеченности;

-          применение индекса потребительских цен без его уменьшения на величину порога индексации (105%).  

Задолженность по зарплате должна быть погашена

Если собственник не выплачивает зарплату в соответствии с установленными сроками, работник вправе обратится с иском в суд.
        Выплата зарплаты урегулирована ст. 115 КЗоТ Украины, ст. 4 Закона Украины "Об оплате труда".
        Ст. 34 Закона Украины "Об оплате труда" предусматривает компенсацию потери части зарплаты в связи с нарушениями сроков ее выплаты согласно индексу роста цен на товары потребления и тарифов на услуги, в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством.
        Такой порядок определен "Положением о порядке компенсации работникам потери части зарплаты в связи с нарушениями сроков ее выплаты", который утвержден постановлениями Кабмина Украины №127 от 20.12.1997 г. и №693 от 23.04.1999 года.
       
Предприятия не вправе отказать или временно не проводить компенсацию за задержку выплаты зарплаты.
        Отказ (в любой форме) о проведении компенсации за задержку выплаты зарплаты не может быть закреплен коллективным договорам. Так, как в соответствии со ст. 9 КЗоТ Украины условия, которые ухудшают положение работников в сравнении с действующим законодательством, является не действительным.
        Согласно ст. 36 Закона Украины "Об оплате труда" за нарушение законодательства об оплате труда, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
        В соответствии с постановлением Кабмина от 9 июня 1997 года за не исполнение предприятиями обязательств по выплате зарплаты работникам, не соблюдения графика погашения задолженности по выплате зарплаты руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой должности по инициативе  органа управления  имуществом, по предложению местного органа власти, а также по инициативе профоргана.

  Ответственность за  нарушение установленных сроков выплаты зарплаты или выплаты ее не в полном объеме 

    С 24 октября 2000 г. вступил в  действие Закон Украины "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях".

Согласно указанному закону:

- нарушение установленных сроков выплаты зарплаты или выплата ее не в полном объеме тянут за собою наложение штрафа на должностных лица предприятий от 255 грн. до 850 игры.;

- повторное на протяжении года после наложения административного взыскания нарушение установленных сроков выплаты зарплаты или выплаты ее не в полном объеме наказывается штрафом от 850 грн. до 3400 грн. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух к пяте лет;

- если нарушение установленных сроков выплаты зарплаты есть следствием не целевого использования соответствующих средств, то должностное лицо, виновное в этом, наказывается лишением свободы на срок от одного до трех лет или штрафом до 5100 грн. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такого. Более детально об этом изложено в комментарии Главного государственного инспектора работы -директора департамента государственного надзора за соблюдением законодательства о работе Минтруда Украины Теткина В.И. ("Работа и зарплата" №41 ноябрь 2000 г.).

 

2. УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ С СОКРАЩЕНИЕМ ШТАТОВ:

2.1.Законодательство Украины регулирующее процедуру численности при сокращении работников.

     К  законодательству регулирующему процедуру сокращения численности или штата работников, в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения и организации относятся:

- Кодекс Законов о труде Украины (далее КЗоТ Украины);

- Закон Украины от 01.03.91 г. №803-ХП "О занятости населения", с изменениями (далее - Закон о занятости);

- Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда" в редакции Закона Украины от 06.02.97 г. № 50/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон об оплате труда);

- Закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" 15.09.1999 г №1045-ХIV.

- Декрет Кабинета министров Украины от 26.12.92 г №13-92 "О подоходном налоге с граждан", с изменениями и дополнениями (далее - Декрет №13-92);

- Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли);

- Положение о порядке регистрации граждан в качестве безработных, выплаты помощи по безработице и об условиях предоставления дополнительной материальной и другой помощи безработным и членам их семей, утвержденное постановлением Кабинета министров Украины от 24.04.93  г. №47, с изменениями и дополнениями;

- постановление Пленума Верховного суда Украины от 06 11.92 г. №9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров", с изменениями;

- Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. №323 (далее - Инструкция №323)

Понятие сокращения численности или штата работни­ков закреплено пунктом 1 статьи 40 КЗоТ Украины, где указывается, что собственник или уполномоченное им лицо наделяется таким правом лишь в случаях изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации. Это принципиальное положение нормы закона, которое означает, что для увольнения работника по данной статье необходимо иметь соответствующее технико-экономическое обоснование, повлекшее изменения в системе организации производства и труда.

    В пункте 19 постановления Пленума Верховного суда Украины от 06.11.92 г. № 9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров", с изменениями, указано, что при рассмотрении вопросов, связанных с увольнением по пункту 1 статьи 40 КЗоТ Украины, суды обязаны выяснять, действительно ли у ответчика имели место изменения в организации производства и труда и какие есть тому доказательства.

 

2.2.Порядок сокращения.

    Порядок высвобождения работников регулируется непосредственно одноименной статьей КЗоТ (49- 2) и другими статьями (42, 42 -1, 43, 43-1, 44, 49 3-4), а также Законом о занятости. С этой целью собственник или уполномоченный им орган должен совершить ряд определенных действий, а именно:

- не позднее чем за 2 месяца, на основании технико-экономических показателей, издать приказ о сокращении численности или штата работников;

- не позднее чем за 2 месяца персонально (под роспись) предупредить работника (или работников) о предстоящем высвобождении, одновременно предложив ему другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации по его специальности или профессии, если у собственника такая возможность имеется (ст. 49 -2 КЗоТ Украины);

- не позднее чем за 2 месяца в письменной форме  уведомить государственную службу занятости о сокращении, указав основания и сроки высвобождения, наименование профессий, специальностей, квалификацию и размер оплаты труда. А если имеет место не только сокращение численности или штата, но и реорганизация, перепрофилирование или ликвидация предприятия, то срок уведомления государственного фонда в данном случае составляет 6 месяцев (ст. 20 Закона о занятости);
    - не позднее чем за 1,5 месяца запросить согласие профсоюзного органа на
увольнение работника (п.п. 2, 3 ст. 43 КЗоТ Украины).

 

2.3.Преимущественное право работников при сокращении

    Согласно статье 42 КЗоТ Украины при сокращении численности или штата работников преимущественное право быть оставленными на работе предоставляется работникам с более высокой квалификацией и производительностью труда. При одинаковой квалификации и производительности труда предпочтение быть оставленными на работе оказывается:

1) семейным - при наличии двух и более иждивенцев;

2) лицам, в семьях которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3) работникам с продолжительным беспрерывным стажем работы на данном предприятии, в учреждении, организации;

4) работникам, обучающимся в высших и средних специальных заведениях образования без отрыва от производства;

   5) участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";

6) авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений;

7) работникам, получившим на этом предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;

8) лицам из числа депортированных из Украины, в течение пяти лет с момента возвращения на постоянное место жительства в Украину;

9) работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы и лиц, которые проходили альтернативную (невоенную) службу, - в течение двух лет со дня увольнения их со службы.

Предпочтение быть оставленными на работе может оказываться и другим категориям работников, если это предусмотрено законодательством Украины (например, чернобыльцам).

 

2.4.Не допускается увольнение:

- беременных женщин и женщин, которые имеют детей в возрасте до 3 лет (до 6 лет, если ребенок, согласно медицинскому заключению, нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст. 184 КЗоТ Украины);

- в период временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске (ст. 40 КЗоТ Украины);

- работников моложе 18 лет без согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом увольнение на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ производится лишь в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства (ст. 198 КЗоТ Украины); 

- лиц, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а председателей и членов профсоюзных органов на предприятиях - без согласия соответствующего объединения профсоюзов; профсоюзных организаторов и профгрупоргов - без согласия органов соответствующего профсоюзного объединения. Кроме того, увольнение по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается в течение двух лет по истечении выборных полномочий, за исключением случаев полной ликвидации предприятия или совершения работником противоправ­ных действий, за совершение которых законодательством предусмотрена возможность увольнения (п. 3, 4, 7, 8 статей 40 и 41 КЗоТ Украины). Не могут быть также уволены члены совета (правления) предприятия, избранные в его состав от трудового коллектива, без согласия общего собрания (конференции) трудового коллектива, избравшего их (ст. 252 КЗоТ Украины). 

    

2.5. Согласие профсоюзного органа на увольнение

  Согласие профсоюзного органа при сокращении численности или штата работников не является простой формальностью, так как, рассматривая вопрос по каждой кандидатуре персонально, профсоюзные органы проверяют:

- действительно ли имеет место сокращение численности или штата;

- продиктовано ли увольнение именно данного работника интересами производства;

- учтено ли преимущественное право работника быть оставленным на работе наряду с другими работниками равной с ним квалификации;

- действительно ли администрация не имеет возможности перевести увольняемого работника на другую работу и имел ли место отказ работника от предложений о трудоустройстве.

Проверке могут быть подвергнуты и другие основания увольнения, противоречащие охране прав и законных ин­тересов нанятых работников.

Как указано в Законе "О профсоюзах" (ст. 39), выборный орган профсоюзной организации, членом которой является работник, рассматривает в пятнадцатидневный срок обоснованное письменное представление работодате­ля о расторжении трудового договора с работником.

Представление работодателя должно рассматриваться в присутствии работника. Рассмотрение представления при отсутствии работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Закон разрешает защищать интересы работника и выступать от его имени иному лицу, в том числе адвокату.

При повторной неявке работника без уважительных причин представление может рассматриваться при его отсутствии.

Профсоюзный орган обязан письменно уведомить работодателя о принятом решении в трехдневный срок после его принятия.

В случае пропуска этого срока работодатель вправе считать, что профсоюзный орган дал согласие на рассмотрение трудового договора. В соответствии со ст. 43 КЗоТ Украины собственник вправе расторгнуть трудовой договор не позднее чем через месяц со дня получения согласия профкома.

Следует заметить, что если расторжение трудового договора с работником произведено без обращения в профсоюзный орган, суд, принявший к производству данное дело, приостанавливает его рассмотрение, запрашивая такое согласие или отказ, и только после его получения принимает соответствующее решение.

Кроме этого п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 06.11.92 г. №9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров" согласие профсоюзного комитета на увольнение работника не может иметь юридической силы, если на заседании профоргана присутствовало меньше половины членов профкома.

Однако Законодательством предусмотрены случаи, когда для увольнения работника (в том числе по п. 1 ст. 40 КЗоТ Украины) не требуется согласия профсоюзного органа, а именно:

- ликвидация предприятия, учреждения, организации;

- если увольняемый работник не является членом профсоюза, действующего на предприятии, в учреждении, организации;

- если на данном предприятии, в учреждении, организации нет профсоюзной организации. 

 

2.6.Гарантии и компенсации

    При сокращении высвобождаемых работников трудовое законодательство предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, которые предоставляются как за счет собственника, так и за счет государства, а именно:

1. Согласно статье 44 КЗоТ Украины работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка, а в случаях призыва на военную службу, направления на альтернативную (невоенную) службу - не менее двухмесячного среднего заработка.

2. На период трудоустройства, но не более чем на три месяца со дня увольнения, сохраняется средняя заработная плата (с учетом выплаты выходного пособия) (ст. 49 3 КЗоТ Украины).

Такие выплаты производятся по прежнему месту работы, и согласно пункту 4.1 Инструкции N323, разработанной в соответствии со статьей 1 Закона об оплате труда, суммы выходного пособия, предусмотренные действующим законодательством, не входят в состав фонда оплаты труда. Поэтому для предприятия такие выплаты не являются объектом налогообложения для начисления сборов на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защите населения. Кроме того, согласно статье 5 Декрета № 13-92 суммы выходного пособия и компенсационные выплаты в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством, не включаются в совокупный облагаемый налогом доход, и, следовательно, с таких выплат не удерживается 1 % сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и 0,5 % сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы, а сумма выплат, в соответствии с подпунктом 5.6.2 Закона о прибыли включается в состав валовых расходов.

Согласно статье 26 Закона о занятости получение даль­нейших гарантий работниками, потерявшими работу в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ Украины, связа­но с их регистрацией в органах государственной службы занятости в течение 7 календарных дней после увольнения в качестве ищущих работу.

Таким работникам гарантируется:

- предоставление статуса безработного, если в течение 7 дней работнику не была предложена подходящая работа;

- право на получение помощи по безработице в размере 100% средней заработной платы по последнему месту работы в течение 60 календарных дней. 75 % - в течение 90 календарных дней и 50 % - в течение следующих 180 календарных дней, но не более средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы. 

Увольнение пенсионеров, порядок увольнения, выходное пособие и средняя заработная плата. 

В случае увольнения работника с работы из-за расторжения трудового договора в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников (п.1 ст.40 КЗоТ Украины), собственник или уполномоченный им орган обязан уплатить такому работнику выходное пособие независимо от того, вышел ли этот работник уже на пенсию или нет. Статьей 44 КЗоТ Украины четко определено, что такому работнику выходное пособие выплачивается при увольнении в размере не меньше среднего месячного заработка. "Не меньше" означает, что коллективным договором может быть предусмотрен другой, больший размер выходного пособия.

Эта норма распространяется на все категории работников, в том числе и на лиц пенсионного возраста, незави­симо от получаемой ими пенсии или других доходов.

 

2.7.Последствия несоблюдения требований законодательства.

    В случае увольнения работника без законных на то оснований или с нарушением порядка, установленного законом, суд по иску последнего может на основании статьи 235 КЗоТ Украины восстановить его на работе в прежней должности, обязав собственника или уполномоченный им орган выплатить среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.

А если соответствующий орган государственной службы занятости не был уведомлен о предстоящем сокращении численности или штата работников в надлежащий срок и по установленной форме, то согласно статье 20 Закона о занятости указанный орган может наложить на предприятие, учреждение, организацию штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника.

Таким образом, соблюдение собственником или уполномоченным им органом установленного законодательством порядка сокращения нанятых работников позволит ему избежать серьезных неприятностей.

3.      ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ В КТС

Перед тем как обратиться в суд необходимо  выдержать процедуру досудебного урегулирования трудового спора, то есть обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС)  на предприятии,  если она существует.

3.1. У Вас возникла проблема с предоставлением Вам принудительного отпуска без сохранения зарплаты, в таком случае готовим заявление:

 В комиссию по трудовым спорам
ОАО "Стандарт"
Профком ОАО "Стандарт"
 Ивановой Натальи Николаевны
 программиста ОАСУП Донецкого
ОАО Стандарт"

З А Я В Л Е Н И Е

Я работаю программистом ОАСУП в Донецком ОАО «Стандарт». Приказами по предприятию меня отправили в отпуск без сохранения зарплаты: с  02.11.98 г. по 30.11.98г. (приказ № 178 от 30.10. 98г.); с 01.12.98 г. по 10.01.99 г (приказ № 180 от 27.11.98 г.); с 11.01.99 г. по 31.01.99г. (приказ № 186 от 08.01.98 г.).
        Насильственное предоставление мне отпуска без сохранения зарплаты считаю неправильным по следующим основаниям: Вышеуказанный приказ издан в нарушение ст. 84 КЗоТ Украины и Закона Украины «Об отпусках». Считаю, что настоящий приказ нарушает мои конституционные права (ст.43 Конституция Украины) и противоречит Трудовому законодательству Украины.
    Согласно Кодекса законов о труде Украины решение о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы может быть только в случае моего письменного согласия в виде заявления, но такого согласия я не давал. Ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» допускает: «...В порядке, определенном коллективным договором, владелец или уполномоченный им орган в случае простоя предприятия по не зависящим от работников причинам может предоставлять отпуск без сохранения заработной платы или с частичным ее сохранением», но опять же с согласия сторон. Время простоя на предприятии образовалось не по моей вине. Поэтому мне обязаны были оплатить вынужденный простой в соответствии со статьей 113 КЗоТ Украины.
    Руководствуясь КЗоТ Украины (ст.113, 115, 227) прошу обязать руководителя предприятия Петрова  Юрия Викторовича оплатить мне время простоя с расчета не ниже две трети тарифной ставки моего разряда.
                                                                        Подпись
                                                                        дата

4. ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ

      
     После процедуры досудебного урегулирования или минуя эту процедуру, следует обратиться с исковым заявлением в Суд. 

4.1. Если Вам не выплачивают зарплату, в таком случае подаем в суд следующее исковое заявление:

                                         В суд (наименование города, района) области 
                                                      Истец(Ф.И.О.,адрес}
                         
Ответчик (Наименование предприятия, организации,
                                                учреждения, юридический адрес)

   Исковое заявление 

  «О взыскании задолженности по заработной плате, потери части заработной платы в связи с её несвоевременной выплатой, компенсации морального вреда»

   Я, (Ф.И.О.), работаю в должности _____ на (наименование предприятия). Администрация (наименование предприятия), грубо нарушая действующее законодательство о труде, в нарушение требований ст. 115 КЗоТ Украины, на протяжении длительного времени не выплачивает мне заработную плату. На мои неоднократные требования выплатить мне заработную плату получал отказ в форме обещаний скорого расчета и просьб не обращаться в суд. Этими своими противозаконными действиями администрация (наименование предприятия), в лице управляющего (директора, председателя правления, президента и т.д.) лишает меня единственного средства к существованию, в результате чего я постоянно недоедаю, не имею возможности приобретать необходимые лекарства, не в состоянии оплачивать коммунальные услуги (перечень продолжить применительно к себе), и причиняет мне нравственные страдания и переживания. В связи с невозможностью получать своевременно заработную плату, у меня ухудшилось здоровье (документы, подтверждающие факт обращения к врачу, ухудшения здоровья из-за несвоевременного получения зарплаты и документы, подтверждающие материальные затраты на приобретение медикаментов, прилагаются.) Таким образом, мне причинен моральный вред, который я оцениваю в _____грн.
   На основании изложенного, руководствуясь ст. 115, 231. 233. 238 КЗоТ Украины, ст. 4, 5, 146, 148 ГПК Украины, ст. 440, 440-1, 441, 442 ГК Украины,
                ПРОШУ:
                Взыскать с ответчика немедленно в мою пользу всю задолженность по заработной плате.       
                Взыскать с ответчика немедленно в мою пользу компенсацию потери части заработка в связи с его несвоевременной выплатой.
                Взыскать с ответчика немедленно в мою пользу __ грн. в качестве компенсации морального вреда. Компенсировать мне понесенные затраты на приобретение медикаментов в размере __грн.
  
             Приложение: копии искового заявления для ответчика, документы, подтверждающие факт задолженности предприятия по заработной плате и документы, обосновывающие ваши материальные затраты и моральные издержки.

            Подпись, дата

4.2. 
 Если администрация «насильственным путем» отправила Вас в отпуск без сохранения зарплаты,  Вы имеете право через суд истребовать взыскания денежных средств за все время вынужденного простоя и возмещении морального вреда.

 
                                        В Куйбышевский районный суд г.Донецка
                 ОТВЕТЧИК: ОАО "Стандарт" Председатель правления 

                                         
Петров  Юрий Викторович
                                       г. Донецк 340012, ул. Соколиная 123а.
                       ИСТЕЦ: Иванова  Наталья Николаевна
                                     Донецк 340012, ул. Красносулинская дом 1а.
                  

                             

ИСКОВОЕ   ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЫНУЖДЕННОГО ПРОСТОЯ

             "О взыскании денежных средств за все время вынужденного
                        простоя и возмещении морального вреда"

          С 1982 года  я работаю в ответчика программистом ОАСУП  ОАО "Стандарт".  Ответчик отправил меня в отпуск без сохранения зарплаты: с 02.11.98 г. по 30.11.98г. (приказ № 178 от 30.10. 98г.);  с 01.12.98 г. по 10.01.99 г (приказ № 180 от 27.11.98 г.); с 11.01.99 г. по 31.01.99г. (приказ № 186 от 08.01.99 г.).
       Насильственное предоставление ответчиком мне отпуска без сохранения зарплаты считаю неправильным по следующим основаниям: Вышеуказанные приказы изданы в нарушение ст. 84 КЗоТ Украины и Закона Украины «Об отпусках». 
    Считаю, что ответчик нарушил мое конституционное право на труд (ст.43 Конституция Украины) и его действия противоречит Трудовому законодательству Украины.
     Согласно Кодекса законов о труде Украины решение о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы может быть только в случае моего согласия, в виде письменного заявления, такое заявление ответчику я не подавала. Ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» допускает, что в порядке, определенном коллективным договором ответчик в случае простоя предприятия по не зависящим от работников причинам может предоставить мне с моего согласия отпуск без сохранения заработной платы. Время простоя на предприятии образовалось не по моей вине. Поэтому мне обязаны были оплатить вынужденный простой в соответствии со статьей 113 КЗоТ Украины. За время работы я добросовестно выполняла возложенные на меня обязанности о чем могут подтвердить мои сотрудники, взысканий по работе не имею.
     В результате неправомерных действий ответчика бюджет моей семьи резко уменьшился. Моя семья состоит из пяти человек, в том числе несовершеннолетних детей. Муж работает на шахте Бутовка - Донецкая. Мой заработок за _______ составляет ________ гривень, заработок мужа _________ гривень. В настоящее время мужу задерживают выплату зарплаты, последний раз ему была выплачена заработная плата за ____________. При условии систематического получения зарплаты, в среднем на одного члена моей семьи приходится ____ гривень __копеек. Поскольку я нахожусь, в бесплатном отпуске бюджет семьи в настоящее время составляет _________ гривень. Других источников существования семья не имеет. Такое материальное положение не позволяет своевременно оплачивать квартплату, электроэнергию, газ, воду и другие коммунальные услуги.  Этих средств хватает только на минимальные потребности. 
    Неправомерные действия ответчика выразившиеся, в незаконной отправке меня в бесплатный отпуск дискредитируют мои права как гражданина закрепленные Конституцией Украины, унизили человеческое достоинство, нанесли мне материальный ущерб и моральный вред. 
    Моральный ущерб выражается в причинении мне моральных страданий, в результате которых мое состояние здоровья и членов моей семьи ухудшилось. Мне приходится занимать деньги у людей и тратить их на приобретение дорогостоящих медицинских препаратов, а для усиления рациона питания покупать недешевые, в настоящее время, продукты питания.28 января 1999 года я обратилась в Комиссию по трудовым спорам, однако до настоящего времени ответ не получила, хотя согласно ст. 226 КЗоТ Украины мое заявление должно быть рассмотрено в течении десяти дней. На основании изложенного и руководствуясь ст. 84, 113, 221, 231 КЗоТ Украины; ст. 24 Закона Украины « О защите прав потребителей»; ст.4, 110,126 Гражданского процессуального кодекса Украины; ст. 440, 440 прим 1 Гражданского кодекса Украины; ст.4 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. № 7-93

            ПРОШУ: 
        1. Принять дело к своему производству и постановить решение суда о взыскании с ответчика причитающейся мне суммы: 
                        - за все время вынужденного простоя с расчета не ниже две третей тарифной ставки моего оклада. 
                        - нанесение морального вреда в размере _________
        2. Прошу истребовать с ответчика следующие документы: 
                Приложения: 
        1. Копия приказа № __ от __.__97 г.
        2 Справка о составе семьи. 
        3. Справка о среднем заработке.
        4. Копия разъяснения государственного эксперта Украины по условиям труда В. Помогаева.
        5. Копия искового заявления. 
                                    Подпись, дата

5.       О ПОРЯДКЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ    СУДОВ И ДРУГИХ ОРГАНОВ

    Очень часто, члены профсоюза, выиграв судебный процесс по взысканию задолженности по заработной плате, расчетных при увольнении, сумм возмещения ущерба здоровью и других трудовых конфликтов не знают дальнейшую процедуру принудительного исполнения судебных решений. 
   
  Получив  решение суда не руки не следует успокаиваться так, как недобросовестные руководители будут искать любые способы, чтобы не выполнить его или затянуть исполнение.
        Каждый себя уважающий человек должен знать свои права и как правильно довести дело до логического конца.
        В качестве правовой помощи предлагаем Вам необходимый минимум информации,  которую вы должны знать и использовать на заключительной стадии судебного урегулирования возникшего трудового конфликта.

Принудительное исполнение судебных решений:

-  Исполнители    
      В соответствии с Законом Украины «О государственной исполнительной службе» (ст.ст.2, 3) принудительное исполнение решений судов, арбитражных судов, КТС и др. осуществляют государственные исполнители районных, городских, районных в городах отделов государственной исполнительной службы (далее - ОГИСы), являющихся структурными подразделениями соответствующих управлений юстиции.
        Государственный исполнитель (далее - госисполнитель) обязан принять к исполнению исполнительный лист и открыть исполнительное производство, если не истек срок его предъявления по заявлению взыскателя.

 - Сроки исполнения решений
 
           Исполнительные листы предъявляются в течение 3-х лет со следующего дня после вступления решения в законную силу, а в случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня после его постановления.
   
     Приказы арбитражных судов, удостоверения КТС - в течение 3 месяцев соответственно: со следующего дня после вступления решения в законную силу и со дня выдачи КТС удостоверения на принудительное исполнение решения.
   
     Решения о взыскании периодических платежей (по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем, потерей кормильца) могут быть предъявлены в течение всего периода, на который присуждены платежи.
          Взыскатели пропустившие указанные сроки предъявления исполнительных документов, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, который выдал документ (или в суд по месту исполнения), которое рассматривается в 10 -дневный срок.

- Порядок исполнения.
Госисполнитель в 3-х дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором указывает срок для добровольного исполнения решения - не более 7 дней. При этом должник предупреждается, что по если он не исполнит решение добровольно то по истечении этого срока наступает принудительное исполнение, в связи с этим с него будут взысканы исполнительский сбор и расходы, связанные с совершением исполнительных действий.
        В случае добровольного полного или частичного исполнения решения госисполнитель составляет акт, который подписывается взыскателем и должником . Если должник добровольно не исполнил решение в указанный срок, госисполнитель безотлагательно начинает его принудительное исполнение.
        Копня постановления об открытии исполнительного производства не позднее следующего дня направляется взыскателю, должнику и органу, выдавшему исполнительный документ.
   
     По заявлению взыскателя в целях обеспечения исполнения решения по имущественным взысканиям госисполнитель одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства описывает имущество должника и налагает на него арест, о чем указывается в постановлении (ч.4 ст.24)*.
        Постановление об открытии исполнительного производства, равно как и об отказе в его открытии, может быть обжаловано сторонами начальнику ОГИСа или в суд в 10-дневный срок с момента его получения.
        Госисполнитель обязан произвести исполнительные действия и исполнить решения, не связанные с реализацией имущества должника, не позднее, чем в 2-х месячный срок со дня поступления исполнительного документа.
        В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица - должника для удовлетворения требований взыскателя. а также в других случаях, перечисленных в ст.37*, 
госисполнитель выносит в 3-х дневный срок со дня, когда ему стали известны эти обстоятельства, мотивированное постановление о закрытии исполнительного производства. Копия его направляется в 3-х дневный срок сторонам и суду, который выдал документ. Такое постановление может быть обжаловано сторонами начальнику ОГИСа или в суд в 10-дневный срок со дня его получения (ст.37)*.
        Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось либо произведено частично возвращается взыскателю, если у должника, в частности, отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и осуществленные госисполнителем меры по розыску оказались безрезультатными, о чем составляется акт, постановление Последнее может быть обжаловано взыскателем в суд в 10-дневный срок. При этом возвращение исполнительного документа взыскателю не лишает его права повторно предъявить документ к исполнению в пределах установленных сроков давности.
         Очередность удовлетворения требований:
 Немедленному исполнению подлежат решения:  
    -        
о взыскании алиментов, зарплаты в пределах платежей, исчисленных за 1 месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если решением предусмотрено ее немедленное взыскание;  
     -         о восстановлении на работе либо в прежней должности  и незаконно уволенного или переведенного работника;  
     -         в других случаях. если это предусмотрено решением или Законом. 
   
При недостаточности суммы, взысканной с должника для удовлетворения всех требований по исполнительным листам (документам), эта  сумма распределяется между взыскателями в порядке очередности.
   
     В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов возмещение вреда, причиненного увечьем, потерей кормильца, обеспеченные залогом требования.
   
     Во вторую очередь удовлетворяются требования работников. связанные с трудовыми правоотношениями, требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи, авторам за открытия, изобретения. После полного удовлетворения этих требований удовлетворяются требования граждан по социальному страхованию.
        В третью очередь удовлетворяются требования по налогам и налоговым платежам в бюджет, органов страхования по обязательному страхованию.
   
     В четвертую очередь удовлетворяются все иные требования в порядке поступления исполнительных листов (документов).
   
     Требования взысканий каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований взыскателей предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
   
     Суммы, взысканные с должника зачисляются госисполнителем на депозитный счет соответствующего ОГИСа и выдаются взыскателю. В случае, если в рай- или гор- ОГИСе открыто несколько исполнительных производств в отношении одного и того же должника, они объединяются в сводное исполнительное производство и на имущество должника налагается арест в пределах общей суммы взыскания, исполнительного сбора и возможных расходов на исполнительное производство.

      Обращение взыскания на имущество должника
        Обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте (описи), изъятии и принудительной реализации. В первую очередь -на средства в гривнях, инвалюте, в т ч. на счетах и вкладах в банках, в т.ч. на ценные бумаги. Данные о наличии счетов и вкладов в 3-х дневный срок обязаны предоставить налоговые органы, если у госисполнителя их нет. Наличные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При их отсутствии взыскание обращается на иное имущество, за исключением того, на которое по Закону не может быть обращено взыскание (личное имущество, необходимо должнику для удовлетворения его житейских нужд;  имущество, изъятие из оборота).
   
     Оценка имущества производится исполнителем по рыночным ценам, действующим на день проведения оценки, либо экспертом  (который вправе заниматься такой оценкой) за счет той стороны которая оспаривает оценку.
   
     Реализация арестованного имущества осуществляется госисполнителем путем продажи его через торговые организации, на торгах, аукционах в 2-х месячный срок со дня наложения ареста. Если в этот  срок имущество продается , оно подлежит переоценке госисполнителем при участии представителя торгующей организации и в присутствии сторон (либо их представителей).
   
         Очередность реализации имущества должников - юридических лиц, не имеющих достаточных средств для покрытия задолженности и принадлежащего им на праве собственности, либо закрепленного за ними независимо от того, кто фактически использует это имущество, следующая:

- в первую очередь - имущество, что непосредственно не используется в производстве (ценные бумаги, средства на депозитных, иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов, иное);

- во вторую очередь - готовая продукция (товары), иные материальные ценности, которые непосредственно не используются в производстве;

- третью очередь - объекты недвижимого имущества, станки. оборудование, другие основные средства, а также сырье и материалы, предназначенные для осуществления производства.
         В случае наложения ареста на имущество третьей очереди,
госисполнитель в 3-х дневный срок сообщает об этом собственнику или уполномоченному органу, к сфере управления которого относится имущество (при необходимости Фонду госимущества). Копия уведомления направляется в соответствующий налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты всех уровней.
   
     Сообщение об обращении взыскания на имущество должника- юридического лица может быть опубликовано в печати.
   
     В случае возбуждения судом производства по делу о банкротстве должника - юридического лица госисполнитель выносит постановление о приостановлении исполнительного производства (ст.64)*.  В случае ликвидации должника, в т.ч. вследствие признания его банкротом. исполнительный документ передается в ликвидационную комиссию, о чем уведомляется взыскатель. При реорганизации должника - юридического лица - взыскание обращается на средства и иное имущество того юридического лица, на которое в соответствии с Законом (решением) возложена ответственность по обязательствам должника (т. е. на правопреемника).

 

             Восстановление на работе.
        Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или  переведенного работника исполняется немедленно и считается завершенным с момента фактического его допуска к исполнению прежних обязанностей на основании акта органа  (должностного лица), принявшего незаконное решение, т. е. приказа, постановления и т. п. В случае  неисполнения решения  о восстановлении на работе госисполнитель  применяет штрафные санкции и другие  меры к виновным.

 

Средства, на которые не может
быть обращено взыскание.

Взыскание не может быть обращено на следующие выплаты:

-         выходное пособие, оплачиваемое при увольнении работника;

-         компенсацию за  неиспользованный отпуск кроме случаев, когда получается компенсация зa неиспользованные отпуска прошлых лет,

-         компенсации работнику расходов в связи с переводом, направлением на работу или командировкой в другие местности,;

-         полевое обеспечение, надбавки к зарплате, другие средства. выплачиваемые вместо суточных, квартирных;

-         материальную помощь лицам, утратившим право на пособие по безработице;

-         пособие по беременности и родам;

-         единовременное пособие при рождении ребенка; 

-         пособие по уходу за ребенком;

-         пособие лицам, занятым уходом за тремя и более детьми в возрасте до 16 лет, по уходу за  ребенком инвалидом, по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком;

-         помощь на лечение;

-         пособие на погребение и др.

 

Ответственность за не исполнение решений.

- В случае неисполнения в сроки и без уважительных причин решения, обязывающего должника совершить определенные действия, госисполнитель выносит постановление о наложении на него штрафа в размере от 10 до 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан на должностных лиц и назначает новый срок исполнения. Оно утверждается начальником соответствующего ОГИСа и может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

- При повторном неисполнении решения должником без уважительных причин госисполнитель в том же порядке налагает на него штраф в двойном размере. При дальнейшем неисполнении решения должником госисполнитель возбуждает ходатайство перед судом об уголовной ответственности должника (ст. 176 Уголовного кодекса Украины, штраф в размере от 200 до 400 минимальных размеров заработной платы).               

 

  Далее на страницу    >>>>>

 Оглавление 

 

На главную страницу