ЗАРПЛАТА
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: НОРМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В 2003 ГОДУ
Дни
работы
и
отдыха
в 2003 году
Согласно информации Министерства труда и социальной политики Украины, норма
продолжительности рабочего времени на 2003 год рассчитанная по календарю
пятидневной рабочей недели
с
двумя
выходными днями
в субботу и воскресенье, в зависимости
от
продолжительности рабочей недели составляет:
- при 40 - часовой рабочей неделе - 2002
часа;
- при 39 - часовой рабочем недели - 1957,8
часа;
- при 38,5- часовой рабочей
неделе -1932,7часа;
- при 36 - часовой рабочей неделе
-1807.2
часа,
- при 33 - часовой рабочей неделе -1656,6
часа,
- при 30 - часовой рабочей неделе - 1506часов,
- при 24 - часовой рабочей неделе - 1204,8часа
- при 18 - часовой рабочей неделе-
903,6
часа
В расчетах, которые занесены в таблицу, учтены требования предусмотренные
Кодексом законов о труде Украины:
- нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в
неделю (статья 50);
- для отдельных категорий работников установлена сокращенная продолжительность
рабочего времени(статья 51);
- работникам, которым установлена
40- часовая рабочая неделя,
продолжительность работы накануне праздничных и нерабочих дней(статья 73)
сокращается на один час, работа не проводится на предприятиях, в учреждениях,
организациях также в
следующие праздничные и нерабочие дни:
o
1
января Новый год;
o
7
января — Рождество Христово;
o
8
марта — Международный женский день
o
27
апреля - Пасха
(Пасха);
o
1,2
мая — День международной солидарности трудящихся;
o
9 мая
- День Победы;
o
15 июня — Троица;
o
28 июня — День Конституции Украины;
o
24 августа — День независимости Украины.
В случае,
если
праздничный или нерабочий день (статья 73)
совпадает
с
выходным
днем,
выходной
день переносится на следующий после праздничного или нерабочего? (часть 3
статьи
67).
На предприятиях, в учреждениях и
организациях, где установлена шестидневная рабочая неделя,
а норма продолжительности рабочего времени не совпадает
из указанной, решение принимается
самостоятельно,
в соответствии с пунктом 1
статьи - 27 Закона
Украины «О предприятиях в Украине”.
При условии соблюдения требований статей 50, 53,67
и 73 Кодекса
законов о труде в Украине.
Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму
продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено законодательством (часть
вторая статьи 50 КЗоТ Украины).
Консультирует специалист: Письмом от 06.11.2ОО2 г. № 010-1135 Государственного департамента контроля за соблюдением законодательства о труде Министерства труда и социальной политики (газета "Праця і зарплата" N3 42, 2ОО2 г.) были определены нормы продолжительности рабочего времени на следующий 2003 год. При этом годовой баланс рабочего времени составил 2О02 часа при 40-часовой рабочей неделе
Указанная норма продолжительности рабочего времени распространяется на все
режимы работы и отдыха. Графики работы, составляемые работодателем по
согласованию с профсоюзами на соответствующий учетный период (месяц, квартал,
полугодие или год), должны обеспечить сохранение этой нормы независимо от
порядка правил чередования смен, рабочих и выходных дней, продолжительности
ежедневной работы, ее начала и окончания. Например, для вахтеров предприятия,
работающих в сменном режиме, установили учетный период - квартал
(осуществляется суммированный учет рабочего времени). То в этом случае в 1
квартале 2003 года каждому из них необходимо согласно вышеприведенным данным
отработать норму рабочего времени на этот квартал -486 часов (167+160+159).
Переработка или недоработка в отдельные месяцы данного учетного периода
оплачивается каждому из вахтеров за фактически отработанное ими время. Если же
по итогу квартала (учетный период) вахтер отработает больше, чем 486 часов, то
эти переработанные им часы оплачиваются как сверхурочные. Такой подход
осуществляется при любом учетном периоде отработанного работником времени,
занятыми в сменном режиме.
Профактиву предприятий, организаций и учреждений рекомендуем обратить особое
внимание на текст последнего абзаца указанного выше письма (№010-1135).
Приводим его полностью: ..."Підприємства
і
організації
при укладенні
колективного договору можуть встановлювати меншу норму тривалості робочого часу,
ніж передбачено законодавством (частина друга ст. 50 КЗпП України".
То есть устанавливать продолжительность рабочего времени менее 40 часов в
неделю при нормальных условиях труда. Однако это не совсем так. В этом абзаце, к
сожалению, не указывается: о какой норме рабочего времени идет речь? О норме,
касающейся продолжительности рабочей недели в нормальных условиях труда или во
вредных условиях?
Нормы, например, сокращенной продолжительности рабочего времени четко указаны в
ст. 51 КЗоТ Украины (вредные условия труда, ограничения рабочей недели,
связанные с возрастом работников), а порядок установления неполной рабочей
недели определен ст. 56 КЗоТ Украины, согласно которой такая норма
устанавливается индивидуально - по соглашению между работодателем и наемным
работником. Оплата в этом случае осуществляется пропорционально отработанному
времени.
Учитывая неоднозначность толкования приведенного абзаца указанного письма и в
целях упорядочения применения на практике нормы рабочего времени, Донецкий
облсовпроф
в
декабре 2002
года направил соответствующий запрос
в
Минтруд Украины
и получил ответ, выдержку из которого приводим: ... "Норма тривалості робочого
часу, навіть якщо вона відповідно
до частини другої ст. 50 КЗпП України
і менша, повинна передбачати норму оплати праці,
а тому, при встановленні
меншої норми тривалості робочого часу оплата праці
мае проводитись за повною тарифною ставкою (денною), за повним окладом.
Це також узгоджуеться зі
статтею 9-1 КЗпП України,
згідно
з частиною першою якою
підприємства,
установи, організації
в межах своїх
повноважень і за рахунок власних коштів
можуть встановлювати додаткові порівняно
із законодавством
трудові
і соціально-побутові пільги для працівників".
Неправомерным в связи с этим является установление на отдельных предприятиях области
меньшей, чем 40-часовой рабочей недели (в нормальных условиях труда) с оплатой
пропорционально отработанному рабочему времени. То есть меньше размера месячного
должностного оклада, установленного работодателем при приеме работника на
предприятие.
Поэтому рекомендуем профактиву при заключении коллективного договора на 2003 год
(или внесении изменений в уже действующий) устанавливать с учетом расчетных
данных Министерства труда и социальной политики Украины конкретные нормы,
касающегося определения режима труда наемных работников, в том числе:
- продолжительность рабочей недели и рабочего дня (в нормальных условиях труда);
- то же: во вредных условиях;
- продолжительность рабочего времени на 2003 год (в нормальных и вредных
условиях труда), т.е. годовой баланс рабочего времени;
Валентин БАБКИН
ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ – СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫМ
Если Вы зарегистрированы в службе занятости и в настоящий момент для Вас нет
подходящей работы, Вам предложат принять участие в оплачиваемых общественных
работах. Оплачиваемые общественные работы - это общедоступные виды временной
трудовой деятельности, которые не требуют, как правило, специальной
профессиональной подготовки.
Это реальная возможность пополнить бюджет семьи, а также "показать себя
работодателю".
Безработным, которые изъявили желание принять участие в оплачиваемых
общественных работах, служба занятости" выдает направление, с которым необходимо
обратиться к администрации предприятия для заключения срочного трудового
договора на период не более двух месяцев.
Оплата труда осуществляется за фактически выполненную работу и не может быть
меньше минимальной заработной платы, установленной законодательством Украины.
Если Вы заняты на общественных работах, то на Вас распространяются социальные
гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату помощи по временной
нетрудоспособности (оплата больничного листка) и другие.
В период участия в оплачиваемых общественных работах за Вами сохраняется
выплата пособия по безработице, если оплата труда осуществлялась за счет средств
предприятия.
Положением о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ
предусмотрено, что для безработных граждан участие в оплачиваемых общественных
работах не считается работой по совместительству и поэтому доходы, полученные за
выполненные ими общественные работы в соответствии с заключенным срочным
трудовым договором, облагаются по ставкам прогрессивного налогообложения (раздел
1 п. 1 ст. 7 Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с
граждан").
Если безработный принимал участие в оплачиваемых общественных работах более пяти
дней, то на предприятии, на котором проводились эти работы, должны быть внесены
сведения в трудовую книжку безработного (ч.2 ст. 48 КЗоТ Украины). Продолжительность рабочего времени устанавливается в соответствии с законодательством Украины о труде.
Вы вправе расторгнуть трудовой договор с предприятием в случае невыполнения
установленных договором условий.
Предприятие также может расторгнуть трудовой договор в случае нарушения
трудового законодательства с вашей стороны.
Спорные вопросы решаются в установленном законодательством порядке.
Период участия в общественных работах засчитывается в общий трудовой стаж. КАК ПЛАТИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ЗАДЕРЖКУ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ ЗА 1998-2000 г.г. В соответствии с п.2 постановления Кабинета министров Украины от 21.02.2001 г. № 159 "Об утверждении Порядка проведения компенсации гражданам потери части денежных доходов в связи с нарушением сроков ее выплаты" предприятия, учреждения и организации всех форм собственности и хозяйствования, которые своевременно не выплатили своим работникам заработную плату за 1998-2000 г. г., обязаны при выплате этой задолженности начислять и выплачивать работникам компенсацию потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты в порядке, установленном постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997 г. №1427 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета министров Украины от 23.04.1999 г. № 692), в том числе и на ту часть, которая выплачивается по письменному согласию работника в виде товаров, продуктов питания или перечисления за жилищно-коммунальные услуги. Приводим коэффициенты прироста цен, по которым необходимо начислять компенсацию за потерю части заработной платы из-за нарушения сроков ее выплаты в случае выплаты в октябре 2002 г. задолженности по зарплате за январь 1998 - декабрь 2000 г. ("Праця зарплата" за октябрь 2002 г., № 38). Все работники, которым заработная плата выплачивается с нарушением сроков выплаты, должны знать, что бухгалтерии предприятий всех форм собственности и хозяйствования, в том числе и сельскохозяйственные, частные, коллективные, а также бюджетные организации и учреждения обязаны начислять компенсацию работникам потери части зарплаты при выплате ее в октябре 2002 г. по вышеуказанным коэффициентам в соответствии с положением "О порядке компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты", утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997г. № 1427. Например, если предприятие выплачивает работнику в июне 2002 г. задолженность по зарплате за январь 1998г. 200 грн., за август 1999 г. - 100 грн. и за ноябрь 2000 г. - 150 грн., то общая сумма компенсации составит: за январь 1998 г.: 200 грн. х 0,822= 164,40 грн., за август 1999 г.: 100 грн. х 0,417 = 41,70 грн.; за ноябрь 2000 г.: 150 грн. х 0,043 = 6,45 грн.; а всего: 164,40 + 41,70 + 6,45 = 212 грн. 55 коп. В связи с тем, что сумма компенсации потери части заработка из-за нарушения сроков ее выплаты производится на основании ст. 34 Закона Украины "Об оплате труда", сумма этой компенсации включается в валовые затраты плательщика налога соответствующего отчетного налогового периода на основании пп. 5.6.2 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Поскольку компенсацию выплачивают в порядке, установленном постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997г. №1427, то на нее распространяются нормы пп. "г" п.1 ст.5 Декрета Кабинета министров Украины от 26.12.1992 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (с изменениями и дополнениями), то есть суммы компенсации не включаются в совокупный облагаемый доход, полученный гражданами в период, подлежащий налогообложению, в пределах норм, предусмотренных этой статьей (письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.04.99 г. № 2249/6/15-1116). По многочисленным просьбам сообщаем, что в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997 г. № 1427 "Об утверждении Положения о порядке компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты" по тем же коэффициентам, что и за задержку выплаты заработной платы, за период с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 г.подлежат компенсации несвоевременно выплачиваемые суммы возмещения вреда, причиненного работнику повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей. Основанием для этого является пункт 5 постановления Кабинета министров Украины № 1100 от 3.10.1997г. "О внесении изменений и дополнений к Правилам возмещения собственником предприятия, учреждения и организации или уполномоченным им органом вреда, нанесенного работнику повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей", которым абзац первый пункта43 Правил изложен в такой редакции: "Если потерпевшему или лицам, имеющим право на возмещение ущерба, по вине собственника своевременно не определены или не выплачены суммы возмещения вреда, то эта сумма выплачивается без ограничения в течение любого срока и подлежит корректировке в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги в порядке, установленном статьей 34 Закона Украины "Об оплате труда". В случае, если это не производится, работники должны обращаться в суд с исковыми заявлениями о начислении компенсации. Бухгалтерии обязаны выдавать работникам на руки справки с указанием в них сумм задолженности раздельно за каждый месяц.
Газета "Позиция" от 06.12.02
КАК ПЛАТИТЬ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРН ЧАСТИ ДОХОДОВ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ СРОКОВ ИХ ВЫПЛАТЫ ЗА 2001 год В соответствии с .законом Украины от 19 октября 2000 г. № 2050-III "О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты" Кабинет министров Украины 21 февраля 2001 г. принял постановление № 159 "О порядке проведения компенсации гражданам 'потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты". С января 2001 г. компенсации подлежат не только заработная плата, но и другие денежные доходы граждан, которые они получают в Украине и которые не носят разового характера, а именно: пенсии, социальные выплаты, стипендии, заработная плата (денежное довольствие) и другие. Механизм расчета компенсации с января 2001 г. отличается от того, по которому делается расчет компенсации по зарплате за 1998-2000 гг., коэффициенты которых публикуются в газете "Единство". Размер компенсации с января 2001 г. необходимо исчислять как произведение начисленного, но не выплаченного дохода за соответствующий месяц, и прироста индекса потребительских цен в процентах для определения суммы компенсации. Индекс потребительских цен для определения суммы компенсации исчисляют умножением месячных индексов потребительских цен за период невыплаты денежного дохода. При этом индексы потребительских цен в месяце, за который выплачивается доход, и в месяце, предшествующем месяцу выплаты задолженности, из расчета исключаются. На основании ежемесячных индексов потребительских цен, составивших, по данным Госкомстата Украины, в январе 2001 г. 101,5%, в феврале -100,6%, в марте - 100,6%, в апреле - 101,5% , в мае - 100,4% , в июне - 100,6% , в июле - 98,3% , в августе - 99,8%, в сентябре -100,4%, в октябре - 100,2%, в ноябре - 100,5%, в декабре -101,6%, в январе 2002 г. -101,0%, в феврале - 98,6%, в марте - 99,3%, в апреле -101,4%, в мае - 99,7%, в июне - 98,2%, в июле - 98,5%, в августе - 99,8% и в сентябре -100,2% расчет прироста индекса потребительских цен для определения суммы компенсации, если денежный доход, начисленный за 2001-2002 гг., выплачивается в октябре 2002 г., следующий. Если, например, в октябре 2002 г. выплачивается 200 грн. начисленной заработной платы в январе 2001 г., но своевременно не выплаченной, то компенсацию необходимо начислять по индексу 0,9% (то есть 1,006x1,006x1,015x1,004x1,ООбх 0,983x0,998x1,004x1,002x1,005 xl,016x1,010x0,986x0,993x1,014 хО,997x0,982x 0,985x 0,958 х100-100=0,9%). Согласно указанному Порядку индексы за январь 2001 г. - месяц, за который выплачивается задолженность, и июнь 2002 -г. из расчета исключаются, а сумма компенсации составит 1,80 грн. (200 грн. х 0,9:100 = 1,80 грн.). Таким образом, в случае выплаты в октябре 2002 г. начисленных, но не выплаченных своевременно доходов за январь-декабрь 2001 г. и январь-июнь 2002 г., сумму компенсации начисляют с учетом величины прироста потребительских цен за январь 2001 г. - 0,9%, за февраль - 0,3% , за март-декабрь - не начисляется, за январь-июль 2002 г. также не начисляется, так как исчисленный нарастающим итогом индекс потребительских цен за эти месяцы не превышал 100% , а август 2002 г. исключается согласно п. 4 Порядка проведения компенсации (расчет индексов за февраль-декабрь 2001 г. и январь-июль 2002 г. выполнен аналогично указанному выше за январь 2001 г.). Второй пример. Если в октябре 2002 г. выплачивается начисленный, но не выплаченный в августе 2001 г. денежный доход в сумме 100 грн., индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период невыплаты дохода, составляет 99,1 % (1,004 х 1,002 х 1,005 х 1,016 х 1,010, х 0,986 хО,993 х 1,014x0,997 х 0,982 х 0,985 х 0,998 х 100). Компенсация не начисляется, поскольку индекс потребительских цен за период невыплаты дохода, рассчитанный нарастающим итогом, не превысил 100%. Всю работу по начислению компенсации потери части заработной платы в связи с задолженностью ее выплаты производят те работники бухгалтерии, которые осуществляют начисление заработной платы, так ка« компенсация - это дополнительная заработная плата и выплачиваться она должна по ведомостям выплаты заработной платы, как и сама заработная плата, а не по каким-то спискам, о чем нам сообщают трудящиеся с мест. Газета "Позиция" от 06.12.02
|