социологического опроса февраль, 2000, Киев 1. Цели опроса.
Если в ходе разговора выяснялось, что данный, случайно выбранный, прохожий не
живет в Киеве или не подходит по возрасту, его ответы не учитывались. Возрастной
ценз «до 70» был выбран потому, что сейчас значительная часть пенсионеров (более
50%) в возрасте от 60 до 70 продолжает работать, а, значит, является категорией,
чье мнение тоже следует учитывать в данном исследовании. В число опрошенных,
естественно, не попали богатые граждане, имеющие по две машины в семье или
всегда пользующиеся услугами такси. Но в данном случае их специфическое мнение
малозначимо - из-за их малочисленности и практически полного отсутствия
жизненных контактов с профсоюзами. 3. Результаты опроса.
4. Дифференцированный анализ результатов. Кроме общего, интегрированного, анализа (см. ниже), цифровые итоги опроса так же позволяют, правда, с несколько большей долей приближенности, проанализировать полученные результаты в разрезе отдельных районов Киева. Общая таблица итогов (приложение №2) показывает, что возле метро Левобережная (спальные районы мидл-класса Русановка и Березняки, результаты опроса существенно отличаются от результатов по другим районам и от общих результатов. Возле станции метро Левобережная результаты были такими:
Как видно из таблицы, в выделенном нами районе значительно меньше тех, кто
затрудняется с ответом. Видимо, причина в том, что респонденты, относящиеся в
основном к среднему классу, более оптимистичны и более информированы.
Социологическая теория рекомендует оценивать результаты опросов с учетом
погрешностей. Так, как это сделано во второй части таблицы, где учтена
погрешность, максимально возможная для таких исследований. 6. Выводы и рекомендации.
6.1.
Главный вывод первого задания: две трети киевлян относятся к профсоюзам
однозначно скептически, и это недоверие (или потерянное доверие) профсоюзам надо
будет преодолевать кропотливым PR, построенным не столько на общих
общественно-политических рассуждениях и лозунгах, сколько на использовании
конкретных позитивных примеров из конкретной практической деятельности того или
иного «раскручиваемого» профсоюзного объединения. «Битву» за умы и души выиграет
тот профсоюз, который первым перейдет от общих лозунгов и общих протестов именно
к такому массированному и массовому «прагматическому» PR. 7. Предложения по дальнейшему сотрудничеству.
7.1.
Результаты опроса, за исключением результатов по второму вопросу, можно было бы
опубликовать. Во всяком случае, публикация результатов хотя бы только по первому
вопросу вызвала бы определенный общественный резонанс и, наверное, была бы
полезной. ____________________________________________________________________
Уважаемым коллегам профсоюза «Радиоэлектронмаш» и
других профсоюзов Украины
Уважаемые коллеги! Мы приближаемся к 1 июля 2001 года, к дате, которая таит
малопрогнозируемое развитие событий в дальнейшем положении профсоюзов в связи с
ликвидацией соцстраха. Давайте признаемся себе честно: наши профорганы ожидают
этот момент в полной беспомощности и бездеятельности в качестве просто
наблюдателей. Наблюдаем, плывя по течению, все – от первички до Совета ФПУ. Если
мы не правы – простите великодушно, но, как руководители среднего звена, не
ощутили пока еще каких либо конструктивных подвижек в сторону защиты и
сохранения профсоюзной структуры и профдвижения в нашем государстве. Слабые
попытки сделанные Советом ФПУ, к сожалению, ничего не прояснили, а наоборот
внесли еще больше неясностей. Настораживает и то, что лейтмотивом на последнем
заседании Совета ФПУ прозвучало объединение обкомов – средних организационных
звеньев, только по причине малочисленности или отсутствия аппарата. Сложилось такое мнение, что Совет ФПУ, при молчаливой поддержке
подавляющего большинства ЦК, решил, во что бы то ни стало укрепить свое
финансовое положение за счет профсоюзных взносов. Все, о чем будет идти речь далее, это наше субъективное мнение, видение той реформы в профсоюзах, и в
нашем профсоюзе в частности, ни в коем случае мы не претендуем на истину. На наш взгляд нужно вернуться к самой идеологии предназначения
профсоюзов как таковых и мотивации профсоюзного членства. Букварная истина
гласит: прочность и сила профсоюзов заключена в его организованности,
массовости
и дисциплине. Массовость – это есть популярность профсоюзов, и зависит она от
идеологии и мотивации, органически вытекающей из этой идеологии. Есть ли сегодня в наших профсоюзах четко сформированная
идеология? Можно сказать – нет. Размытость, и распорошенность целей и задач в
профсоюзных уставах перешедших с постсоветского пространства существует, но это
не идеология. Работодатели все больше принимают на вооружение методику борьбы с
профсоюзами, существовавшую в Мире в 80-х годах ХIX века: патернализм, “желтые
обязательства”, создание “марионеточных профорганизаций”. Примеров этому можно
привести уже много. Очевидно, что не нужно мудрствовать лукаво, а просто
вернуться к трем основополагающим идеям, выдвинутым в 1886 году Сэмюэлем
Гомперсом – создателем и бессменным руководителем крупнейшего профобъединения
США – Американской Федерации труда (АФТ), которые и составляют профсоюзную
идеологию. Смысл этих идей состоит в следующем:
1.
Практический тред-юнионизм. Профсоюзы должны заниматься краткосрочными
практическими экономическими задачами: повышением зарплаты, улучшением условий
труда, сокращением рабочего дня. Скажите, что здесь устарело? Сокращение
рабочего дня нам придется добиваться уже вскоре во всех частных производственных
организациях.
2.
Политический нейтралитет. Придерживаясь этой идеи, Гомперс предостерегал
профсоюзы от присоединения к какой-либо политической партии – это ведет к
развалу профсоюза. Давайте вспомним, как мы на этом «попарились».
3.
Автономия профсоюзов, по мнению Гомперса, является единственной надежной
основой рабочего движения, которые должны в последствии объединиться в одну
общенациональную федерацию. Давайте проанализируем, чем занимаемся мы. Мы до сих пор не можем по
старой «большевистской» привычке избавиться от функций не свойственных
профсоюзам. Например, культура, спорт, садово-огородные товарищества, жилье и
пр. и др. и все за профсоюзные деньги. Да это необходимо, но пусть этим
занимается тот, кому положено. Ведь
идеология профсоюзов заключена не в том, чтобы быть «приводным ремнем, какой то
партии» или «приводным ремнем» то ли Президента, то ли властных структур,
особенно на выборах.
Не секрет, что основной
мотивацией для подавляющего большинства членов профсоюзов в существовавших ранее
(еще в СССР) профсоюзах, и существующих до сих пор, было социальное страхование
и пионерские путевки. И лишь небольшая толика этой мотивации приходится на так
называемую «защиту социальных и экономических прав». Термин «так называемая защита социально-экономических прав»
употребляется потому, что все наши меры, принимаемые в рамках «защиты…»
направлены на конкретных членов профсоюза, конкретным адресатам, которые
обратились к нам. Это то, к чему мы идем, и что необходимо довести до
«суперразвития». В этом наш авторитет. Но сегодня, сколь велико бы это количество получивших защиту не было (а
если учесть и тот факт, что не всех обратившихся мы сумели защитить или
удовлетворить) основная масса членов профсоюза еще не ощущает в полной мере
результатов этой работы на себе. Следовательно, эта защита их не мотивирует, и
они продолжают пока «висеть» в
членах профсоюза по той старой инерционной привычке, когда все работники
предприятий автоматически зачислялись в члены профсоюза. Но это будет
продолжаться до поры до времени. Таким образом, сегодня для укрепления авторитета и позиции профсоюзов
нужна, во-первых, новая, более сильная мотивация, во-вторых,
реформирование, как структуры профсоюзов, так и всей профсоюзной работы. Стоит поддержать мнение
Совета ФПУ в том, что эффективность нашей работы требует соответствующих затрат.
И для этого необходимо пересмотреть систему распределения профвзносов.
Но это не есть самое
главное действие на пути
достижения цели. Если говорить образно, то эти меры являются лишь
кирпичиками стен нашего «профсоюзного дома». А стены, как известно, без
фундамента прочно не стоят. Фундаментом являются члены профсоюзов. И если мы хотим усилить и укрепить мотивацию членства в
профсоюзах, то необходимо срочно добиться изменения законодательства о
коллективных договорах и соглашениях в том плане, что действие
коллективных договоров и соглашений должно распространяться только на членов
профсоюзов. Если это не будет сделано, то все последующие наши меры просто будут не
эффективны. Мы потеряем много членов профсоюзов и все, что мы будем делать,
будет не более, чем выстрел из пушки по воробьям.
Это и должно стать главной задачей в нынешних условиях
для ФПУ, его руководства и наших «профсоюзных» народных депутатов. Это их святая
задача добиться этого. Причем добиться с нашей
обязательной
поддержкой, а не удовлетворяться тем, что остальные народные депутаты не
поддерживают.
Одновременно необходимо проводить работу по укреплению дисциплины в
профсоюзах, пересмотру, переосмысливанию «профсоюзной идеологии», а также места
и роли ФПУ. Для сравнения несколько примеров из жизни животных. Присмотритесь к укладу жизни любой стаи, стаи волков, например, или стаи
диких гусей. И та, и другая стая движется в направлении, выбранном вожаком. И в
той, и в другой стае все члены стаи подчинены командам вожаков, и, в то же
время, они имеют право на самостоятельные действия, могут свободно покинуть
стаю. Но когда стая должна что-то предпринять: напасть на добычу или защититься
от нападения врага, к примеру, то все члены стаи действуют как один слаженный
мощный организм, до последней особи. Теперь посмотрим на стадо овец. Оно подчиняется только воле пастуха.
Своей свободы выбора у него нет. Свобода передвижений каждой особи в стаде
строго контролируется пастухом. Корм для питания только тот, что предложен
пастухом. Де-юре мы имеем федеративное устройство самого крупного объединения в
государстве. А что же получается де-факто? Для этого давайте вспомним хотя бы наши, так называемые всеукраинские
акции протеста и честно признаемся себе: эффективность их была, увы, – невысока,
и результат – никакой. Главные причины в этом две. Первая заключена в низкой
исполнительской дисциплине. Решения нашего генерального профсоюзного штаба,
оказывается, исполнять не обязательно. Поэтому в областях принимали свои
решения. Кто-то поддерживал, а кто-то нет. Организаторы не видели конечной цели
этой акции и делали ее нехотя.
Да и руководство ФПУ устраивает такое положение. И вторая – отсутствие
твердой «профсоюзной политики» Совета ФПУ. За примером далеко ходить не нужно.
Генеральное соглашение, по большому счету, ни кого, ни к чему не обязывает.
Основными стали отраслевые соглашения во всех отраслях. Кто из вас и когда
последний раз заглядывал в Генеральное соглашение? Что для себя, для нашей
«нелюбимой в государстве падчерице» радиоэлектронике, мы там находим? Вот и получается, что де-факто мы уже давно конфедерация. Так давайте
уже решим, что нам больше подходит? Федерация или Конфедерация? Но как бы то ни было это должен быть по истине «Генеральный профсоюзный
штаб». Основными силами и его членами должны быть отраслевые профсоюзы,
областные межсоюзные объединения (Советы федераций профсоюзов областей)
должны быть трансформированы в представительства (можно назвать по-другому)
Федерации в областях, организующие координацию и выполнение ее
решений в регионах. Они не могут быть членскими организациями ФПУ. Они ведь
не профсоюзы. Вспомните Гомперса. Структурные звенья, их количество и каким им быть – это внутреннее дело
отраслевых профсоюзов. Судьбу средних структурных звеньев должны решить ЦК. И
вполне реально и допустимо создание в средних структурных звеньях
территориальных профобъединений (теркомов или территориальных представительств
вместо обкомов), объединяющих первички нескольких областей. Основное здесь
финансовые возможности и выгоды для профсоюза. Но надо всегда помнить, что
среднее структурное звено в нынешних условиях – это панцирь профсоюза, его
передний край. Именно в нем сосредоточены независимые от работодателя
профсоюзные специалисты, на которых работодатель не может влиять в своих
интересах. Давайте внимательно посмотрим, чем занимаются сегодня профкомы в
первичных организациях. Заключение коллективных договоров, которое в большинстве случаев
проходит под диктовку работодателя, особенно там, где председатели профкомов не
освобожденные. А как выполняются эти колдоговоры, мы знаем. Долги по
невыплаченной зарплате тянутся. Собственники и работодатели не реагируют на
требования таких профкомов, пытаются держать в «узде» председателей профкомов.
Ведь они (председатели) лично зависят в самом главном от работодателя: в работе
и зарплате. Поэтому на первом этапе реформирования необходимо добиться того,
чтобы коллективный договор заключался на уровне обкома (теркома,
представительства ЦК) профсоюза с работодателями руководителями отраслевых
предприятий, как это делается в цивилизованной Европе. А представители профсоюза
в первичных организациях от имени обкома (или ЦК) ведут контроль его выполнения
и выполняют ряд функций, порученных им обкомом (ЦК). Сделать это нужно на
законодательном уровне (опять точка приложения сил ФПУ). Да, материальная помощь должна быть нормою и не стоит в этом
направлении, предпринимать каких – либо революций. Но в настоящее время в
большинстве случаев это просто ширма, отговорка. Материальная помощь должна быть
действительно помощью, а не по 15 грн. при нынешних ценах (на 15 буханок хлеба),
да еще и налог с нее. Давайте вспомним нашу основную задачу – добиться того,
чтобы наши члены профсоюза не нуждались в материальной помощи. А вот для этого
действительно нужны деньги. Выполняют наши профкомы еще массу функций не свойственных профсоюзам, о
которых уже упоминалось выше, и почему-то это воспринимается как великое благо
или великое дело. Добавьте к этому уровень подготовки руководителей профкомов, ничтожные
возможности их обучения и их средний возраст, и станет ясно, что
профкомы в тех первичках, где невозможно содержать освобожденных хорошо
оплачиваемых и нормально подготовленных работников, не целесообразно.
Целесообразно ввести институт представительства. Отсюда
и следующий вопрос, вызывающий много споров, негодований и взаимных
обвинений, - это распределение профвзносов. Получается так, что вышестоящие
профорганы сетуют на то, что на проведение различных необходимых профсоюзных
мероприятий, для финансирования программ, создание солидарных фондов, содержание
специалистов не хватает средств. В то же время в низовых звеньях, в первичках в
основном, эти средства расходуются не эффективно. Не будет никогда полного
баланса, если мы будем надеяться только на взносы. Мы должны деньги зарабатывать
различной коммерческой деятельностью. И первая здесь банковская деятельность.
Что и практикуется профсоюзами в цивилизованных странах. Это направление успешно
провалено ФПУ. Этого допускать нельзя было. И если Совет ФПУ действительно хочет
создать крепкое профобъединение в Украине, то любыми методами нужно добиться
права и на банковскую деятельность. Нам нужно эффективнее использовать ту собственность, которой мы владеем.
Особенно санатории. Их можно не только спасти, но и использовать в целях
мотивации. Для начала, почему бы при ФПУ не создать
профсоюзный фонд санаторного лечения. Средства для него можно взять из
профсоюзных взносов, если увеличить профвзносы на 1%, например.
Тогда из собираемых 2% один процент будет распределяться в соответствии с
существующей схемой распределения, а второй 1% жестко направляться в этот фонд.
Далее механизм реализации мы уже знаем, он великолепно отработан в почившем
соцстрахе, царство ему небесное. Дополнительные кадры для этого не нужны. Мы это
делать умеем и можем обойтись существующими штатами. Нужно желание этим заняться
ФПУ. Без него, в отдельно взятой отрасли либо области, это сделать невозможно. А
затем в этот фонд можно будет вливать средства, заработанные на коммерческой
основе. Вот это действительно будет доброе дело и одна из сильнейших мотиваций,
когда член профсоюза сможет вновь получить льготную санаторную путевку по
необходимости укрепить здоровье, а не по указке очередной 62 статьи закона о
госбюджете.
Следует также признать, что в рыночной системе сама по себе защитная функция без
участия
профсоюзов в «классовой» борьбе будет малоэффективна. Что включает в себя
понятие: «участие профсоюзов в «классовой» борьбе»? Со сменой экономической
системы в нашей стране появилось такое понятие как «социальное партнерство».
Социальное партнерство основано на
принципе трипартизма (сотрудничество трех сторон - власть, работодатели и
профсоюзы). Тщательно изучив это понятие, применяемое в западных странах и
принципы взаимоотношений можно сказать, что социальное партнерство - это тот
характер отношений в обществе, который в капиталистических странах пришел на
смену классовой борьбе и сделал эти страны,
цивилизованными (постиндустриальными, социально направленными). Другими
словами социальное партнерство это взаимоотношения между работодателями и
наемными работниками. Со слов экономического обозревателя Станислава Тищенко и
крымского экономиста Петра Выговского «это - не платоническая любовь, а баланс
экономических интересов, в основе которого отчетливо прослеживается закон
единства и борьбы противоположностей. Работодатели заинтересованы в получении
максимальной прибыли, а наемные работники - в максимальной заработной плате.
Интересы обеих сторон находятся в неизбежном противоречии. В такой ситуации в
случае разрушительного противостояния или победы одной из них в проигрыше
оказываются обе стороны. Работодатель становится банкротом, а наемный работник
теряет место работы. Отсюда и возникает понимание необходимости компромисса, в
результате которого и достигается баланс экономических интересов между
работодателями и наемными работниками». Становится очевидным, что через
выплату заработной платы создается покупательная способность рабочей
силы(наемных работников), то есть рабочая сила есть не что иное, как товар, а
профсоюзы, являясь представителями наемных работников, продавцами этого товара.
Таким образом, перед профсоюзами
встала очень важная задача научиться очень быстро и эффективно
продавать рабочую силу на рынке труда. Для осуществления этой совершенно
новой функции, нам необходимо понять, что рынок труда – это не товарная биржа,
на которой продают лоты товаров, это есть Система равноправного социального
партнерства. В которой две стороны
(власть + работодатели) являются покупателями, а профсоюзы продавцами рабочей
силы. Для того, чтобы функционировал
рынок
труда необходимо выполнить следующие условия:
1.
Продавцы и покупатели должны быть законодательно
наделены полномочиями на осуществление такой сделки.
2.
Продавцы и покупатели должны законодательно
нести ответственность, вплоть до уголовной, за невыполнение заключенных
договоренностей на рынке труда.
Это также задача для ФПУ, так как она требует законодательного урегулирования на
национальном уровне. В заключение хотелось бы повторить, что мы не претендуем на истину, не
настаиваем именно на таком сценарии развития событий. Но если мы хотим что-то
сделать для развития и укрепления профсоюзов то это нужно делать в комплексе,
учитывая сложившуюся ситуацию, начиная с мотивации и профсоюзной идеологии. Опыт
Дании, Бельгии и Голландии, о котором мы слышали на «учебах» показывает, что 60%
членства (самого высокого в Европе) они добились через МОТИВАЦИЮ.
Председатель Донецкого
обкома
профсоюза «Радиоэлектронмаш»
А.Шемяков
15 мая 2001 года Если ты наемный работник и получаешь только зарплату за свой труд помни: Наш адрес: Украина, 83000 г. Донецк, ул. Горького 146, к.к. 228, 219, тел. 936179, Комитет Донецкой областной организации профсоюза работников радиоэлектроники и машиностроения Украины.
|