В ПОМОЩЬ ЧЛЕНАМ ПРОФСОЮЗА

          РЕФОРМА В СИСТЕМЕ    

     ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  

В соответствии с основными направлениями реформирования пенсионного обеспечения в Украине,  в ближайшее время  планируется внедрение новой  системы пенсионного обеспечения.

Предлагаем Вашему вниманию ответы специалистов соответствующих органов всласти  о то, что собой представляет новая система пенсионного обеспечения

      Оглавление:

 

 

 


Газета "Жизнь"

В соответствии с основными направлениями реформирования пенсионного обеспечения в Украине, утвержденными Указом Президента Украины от 13.04.98 г. №291, в ближайшие годы планируется внедрение трехуровневой системы пенсионного обеспечения.
      Кабинет Министров Украины разработал проект Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который определяет, в первую очередь, принципы и механизмы функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В проекте также предусматривается порядок назначения, перерасчетов и выплаты  пенсии, предоставления социальных услуг застрахованным лицам и членам их семей из средств Пенсионного Фонда Украины, а также формирования общеобязательного накопительного пенсионного фонда и выплаты с его средств пожизненных пенсий или единоразовых выплат.
Первый уровень системы пенсионного обеспечения - солидарная система (пенсии с текущих поступлений), которая будет обязательной и предусматривает поэтапную оптимизацию соотношения между средней пенсией и средней заработной платой с учетом продолжительности страхового стажа, величины зарплаты и демографических показателей. Законодательство о выплате пенсий по солидарной системе будет постоянно совершенствоваться с целью постепенного перехода к системе страхования.
Пенсионный Фонд Украины будет освобожден от несвойственных ему функций - выплаты повышений пенсий ветеранам войны, пособий на детей и государственной помощи некоторым категориям пенсионеров, пенсий государственным служащим, народным депутатам, работникам прокуратуры, судьям и донорам, социальных пенсий, пособий по уходу за одинокими инвалидами, пособий малообеспеченным пенсионерам.
Второй уровень - система накопительных индивидуальных пенсионных счетов в рамках общеобязательного пенсионного страхования, внедрение которой начнется с подъемом экономики. Эта система предусматривает аккумулирование персонифицированной части взносов граждан на индивидуальных накопительных пенсионных счетах и дальнейшее инвестирование этих средств с целью получения инвестиционного дохода. Активы индивидуальных накоплений пенсионных счетов определят размер дополнительных пенсий, которые будут выплачиваться при достижении гражданином пенсионного возраста вместе с пенсией первого уровня. Деньги на индивидуальном накопительном пенсионном счете будут собственностью застрахованного лица и смогут передаваться по наследству в установленном законодательством порядке.
Третий уровень - система негосударственного пенсионного страхования, которая будет обеспечивать выплату дополнительной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов граждан. Основой этой системы станут негосударственные пенсионные фонды, в том числе созданные по профессиональным признакам. Этот вид пенсионного обеспечения регулируется Законом Украины «О негосударственных пенсионных фондах».
В соответствии с прогнозом с начала второго тысячелетия предстоит увеличение демографической нагрузки на финансовую основу пенсионного обеспечения. Без внесения соответствующих изменений в рамках солидарной системы не смогут быть обеспечены выплаты пенсий даже в тех размерах, которые действуют сегодня.
Для получения полного размера пенсии, предусмотренного новым Законом, пенсионный возраст будет увеличиваться постоянно по 6 месяцев в году с повышением его до 65-летнего возраста для мужчин в 2011 году, а для женщин в 2021 году. При этом сохраняется право выхода на пенсию при действующем пенсионном возрасте - 60 лет для мужчин, 55 лет - для женщин, но при уменьшении размера пенсии, установленного новым Законом. Предусматривается стимулирование более позднего выхода на пенсию путем увеличения размера пенсии в случае отсрочки времени ее назначения на более поздний период, чем предусмотрено новым Законом.
Определен механизм корректирования заработка для начисления пенсии с применением индивидуального коэффициента заработка, пересмотр размеров пенсий в зависимости от роста средней заработной платы в Украине с учетом индексации.
Пенсионное страхование будет осуществляться Пенсионным Фондом. Закон, проект которого представлен в Верховную Раду, планируется ввести в действие с 1 января 2001 года, а перерасчеты пенсий, назначенных до введения в действие этого Закона, произвести с 1 января 2002 года в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины. Перерасчеты пенсий в связи с увеличением средней заработной платы в Украине предусматривается произвести с 1 января 2003 года.

Материал подготовлен информационно-аналитическим
центром комитета информации облгосадминистрации 
по данным главного управления социальной защиты
населения облгосадминистрации

 

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА:

избежать уравниловки  

Валентина КОКИНА,

«Урядовый курьер»

 

По доверенности Президента Украины Леонида Кучмы правительство приняло постановление об увеличении размеров пенсий из апреля текущего года. Это второе повышение с начала года (к сведению читателей, размер пенсий в прошлом году повышался четыре раза). В Пенсионном фонде Украины надеются, что не последнее оно в 2002-му. Для такого оптимистичного вывода являются все предпосылки. Главное, чтобы и в дальнейшем сохранились положительные тенденции в экономике. Кроме того, нужно завершить и соответствующее реформирование, которое может поднять уровень пенсионного обеспечения в Украине к уровню современных мировых стандартов. О первых шагах в пенсионном обеспечении, отношения между государством, работодателями и гражданами '    наша беседа с председателем правления Пенсионного фонда Украины Борисом ЗАЙЧУКОМ.

 

Кто сколько вкладывает, столько и получит

— Кого прежде всего будет касаться апрельское повышение? На сколько увеличатся выплаты?

С 1 апреля на 10 процентов увеличиваются размеры пенсий пенсионеров, которые получают пенсии в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении».

Будет касаться оно почти 13 миллионов пенсионеров. Лишь сделав подсчеты, можно назвать конкретные цифры.

— В своих письмах в газету читатели часто ставят вопросы несправедливых выплат. Кто-то всю жизнь проработал, а кто-то несколько лет, тем не менее имеют одинаковую пенсию. Сегодня средний размер трудовых пенсий по возрасту составляет не более 129 гривен, но в пенсионеры, которые получают несколько тысяч гривен ежемесячно. Чему такая большая разность в выплатах есть ли подобное в мире?

— Подобное есть всюду. Другое дело, то ли честно заработанные средства, ни ли. В Украине пенсионное обеспечение регулируется свыше 23 законодательными актами. Большие выплаты имеет незначительное количество граждан. Высокий размер пенсий получают в среднем научном работнике (1100-1200 гривен), депутаты (1300 гривен) и прочие категории граждан. В прошлом году среднее соотношение пенсий к средней заработной плате составляло 33 проценты. Текущего года это составило 39 процентов.

Поясняется это, прежде всего тем, что у нас, к величайшему сожалению, весьма дешевая рабочая сила. Есть регионы, такие как Винничина, Волынь, Тернопольщина, Черновцы, Черниговщина, где пенсионные выплаты к средней заработной плате составляют свыше 50 процентов. Почему так? Ответ прост: там весьма низкая заработная плата. Кстати, мировые стандарты колеблются в границах от 30 до 80 процентов. Действующим законодательством у нас предусмотрены начисления пенсий не более 75 процентов от средней заработной платы. Для сравнения: в 1982 году этот процент равнялся 28.  Много ли можно было тогда купить за 12 рублей на селе?

Во все времена была разная покупательная способность.

— Да и сегодня простые граждане едва сводят концы с концами...  Как все-таки начисляются трудовые пенсии по возрасту ?

— Соответственно действующему законодательству для женщин должен быть стаж 20 лет. Тогда пенсия вычисляется в размере 55 процентов от скорректированной средней зарплаты, плюс один процент за каждый отработанный год свыше 20 лет. Для мужчин — та же схема, лишь стаж 25 лет, тем не менее, начисление не должно превышать 75 процентов от средней заработной платы. По выбору гражданина заработок берется за 24 последние календарные месяцы работы, или же за любые пять лет подряд на протяжении трудовой деятельности. Однако, размер пенсий по возрасту согласно закону Украины «О пенсионном обеспечении» ограничивается размером трех минимальных пенсий по возрасту. Минимальный размер пенсии по возрасту сегодня составляет 43 гривны, а с 1 апреля будет составлять 47 гривен 30 коп. К максимальному размеру пенсий назначаются надбавки, повышение и доплаты, на которые имеют право, соответственно действующему законодательству пенсионеры. В дальнейшему эти ограничения будут сняты, и пожилым людям, которые имели высокие заработки и большой трудовой стаж, пенсии пересчитаем, то есть выплаты могут быть 250 — 800 гривен. Если бы мы ускорили реформирование, то смогли бы увеличить размеры пенсий по крайней мере на 30 процентов.

Итак, промедление с реформами не в пользу ни нынешним пенсионерам, ни будущим?

— Определенной мерой так. Нужно как можно быстрее принять ряд законопроектов. В частности Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который Верховная Рада Украины рассмотрела в первом чтении. Скажу откровенно, реформирование — дело не одного дня, а довольно продолжительный период. Первые результаты существенно будут ощутимые значительно позднее. Тогда, когда будут выходить на заслуженный отдых граждане, которые работали в новых условиях, за новым законодательством. Но это не означает, что нынешние пенсионеры не ощутят положительных изменений. Мы выискиваем соответствующую подпочву, находим дополнительные источники финансирования, лишь бы постепенно отойти от уравниловки. Ясная вещь, уплата взносов с 1000 гривен и с 300 — должно отличаться и размерами пенсий. Постепенно мы установим справедливые выплаты: кто, сколько заработал, сколько отсчитывал на страховые взносы, столько и будет получать.

Зарплату скрывать не выгодно

— То есть работающему не выгодно будет скрывать свой заработок?

— Разве они не понимают, что сами себя обкрадывают? Не секрет, что большинство руководителей предприятий, учреждений или организаций выплачивают деньги работникам «в конверте», игнорируя социальные фонды. Тем не менее, работодатели, да и собственно работающие должны знать, хотя б как они не мудрствовали, пенсия будет начисляться лишь из зарплаты, из которой платился сбор к Пенсионному фонду.

— Можно будет надеяться на справедливые выплаты?

Завершение внедрения системы персонифицированных данных для учета трудового стажа и заработной платы, которые применяются для вычисления пенсий, даст возможность постепенно восстановить справедливость в пенсионном обеспечении. В недалеком будущем вычисления пенсий будет происходить на основании заработка, определенного за весь период трудового стажа, страховых взносов к Пенсионному фонду, стажа, условий работы и т.п..

— На что в таком случае могут рассчитывать граждане, каких судьба заставила искать заработки за границей, когда придет время оформлять пенсию ?

— Законодательством предусмотрен, если гражданин работает за границей и вносит за этот период взносы (хотя бы минимальные), ему зачисляется и стаж, и платежи на персонифицированный учет. А если этого не будет, то следует рассчитывать лишь на социальную пенсию. Как было раньше. Человек мог принести не всегда достоверную справку о зарплате. Как правило, работодатели занижали заработок, если надо кому-то было получить субсидию и, наоборот, завышали для обсчета пенсии. Так вот, сегодня «липовые» справки уже не пройдут (с введением персонифицированного учета потребности в них не будет), а законодательством предусмотрено, что нарушение закона наказывается привлечением виновного к судебной ответственности. 17 тысяч дел разного рода было возбуждено в последнее время. Условия настоящего побудят нас быть внимательными и  зубатыми.

  имеют ли право, работающие пенсионеры на перерасчет

пенсии, если их заработок за следующие годы стал большей?

— Если пенсионер проработал не менее двух лет. На основании его заявления ведется перерасчет.

— имеет ли право пенсионер пересчитать пенсию по нормам нового закона?

— Проектом Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрены проведения перерасчетов пенсий всем пенсионерам, которые их получают на момент введения в действие этого закона. Если же размер выплаты окажется меньшим, он сможет получать пенсию за старым законодательством.

— Известно, что после первого июля вновь назначенные пенсии будут начисляться на основании базы данных, которое существует с 1998 года, то есть с использованием принципов персонифицированного учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования.

— В самом деле, после первого июля пенсии будут назначаться с учетом заработной платы за период работы после 1 июля 2000 года по данным персонифицированного учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования.

Мы имеем данные за последние три года на почти 22 миллиона работающих, но снова же таки — насчитаем больше, а фактически будем платить в рамках ныне действующего законодательства. Пока что. Повторюсь, чтобы стало понятной: внедрение персонифицированного учета даст возможность нам определить размер пенсии каждому застрахованному лицу за весь период его трудовой деятельности. Об уравниловке говорить не придется. Для этого есть сведения, представленные работодателями и гражданами, которые самостоятельно платят страховой сбор. На каждого работающего мы открыли персональные учетные карточки с постоянным страховым номером.

В них аккумулируются все сведения о сборах, которые перечисляются в фонд, а также сведения о стаже, условии работы и т.п., которые нужны для начисления пенсии. Каждому застрахованному человеку выдается свидетельство, так называемый страховой паспорт, который будет предъявляться для начисления пенсии. Застрахованное лицо имеет право обратиться в органы Пенсионного фонда за информацией, которая помещается на его учетной карточке, то есть проконтролировать собственные поступления. Это, можно сказать, новые отношения между работодателем и наемным работником, прозрачность в работе.

На протяжении текущего года около 8 миллионов таких карточек будет уже выдано, а до конца следующего, надеюсь, их будут иметь все работающие. Мы ничего нового не открываем. Это мировой опыт.

Требуем квалифицированных кадров

— Борис Александровичу, постепенно вы перебираете функции относительно назначения и выплаты пенсий от органов социальной защиты. Как происходит ход передачи?

— Сегодня Пенсионный фонд обслуживает свыше 52 процентов пенсионеров в одиннадцати областях, в том числе и город Киев. Ныне уже обрисовывается программа создания Единой пенсионной системы, которая предусматривает сбор, аккумуляцию, учет, назначение и выплату пенсий, функции, которые собственно внедрены во всем мире.

Передача функций назначения и выплаты пенсий осуществлялась в соответствии с утвержденными графиками. На мой взгляд, чем быстрее органы социальной защиты передадут нам свои функции, тем больше будет порядка.

Бывая часто в командировках, наблюдаю, кто только не работает в нашей системе — агрономы, учителя, медики, сантехники... Понимаю, что человека можно научить, но должны быть специалисты. Сейчас ощутили мы большую потребность в квалифицированных специалистах. С передачей функций, хотя и не намного увеличатся штаты, и все-таки... Ныне 26 тысяч госслужащих в системе, предусматриваем еще не менее 10 тысяч. Но если мы не подготовим новые кадры, то это перерастет в угрожающее явление. Не будет кому работать. Поэтому мы пошли на опережение. На десять лет заключили соглашение с Национальной юридической академией (г. Харьков), где открыли факультет подготовки специалистов для пенсионной системы. Из каждого региона направляем на обучение представителей фонда. 100 человек учатся на стационаре, 50 — заочно. На таких условиях планируем работать с одесситами.

Важные положительные сдвиги в реформировании пенсионной системы можно подкрепить конкретными цифрами. Если 1997 года поступления средств  к Пенсионному фонду составляли свыше 8 миллиардов гривен, то 2001-го — свыше 16 миллиардов. Динамика расходов Пенсионного фонда за такой же период равняется соответственно 9,5 и 17,4 миллиарда гривен.

 

Далее на страницу >>>>>

На главную страницу