в помощь профсоюзному активу

  РЕФОРМА  В СИСТЕМЕ    

     ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Правовые аспекты пенсионной реформы в Украине

 

Проблемы действующей пенсионной системы волнуют каждого гражданина нашего государства, несмотря на возраст.

При рыночных условиях она не обеспечивает гражданам адекватного замещения пенсией заработка, утраченного ними через старость.

О потребности коренного реформирования действующей пенсионной системы говорят уже давно.

Надеемся, что в ближайшее время Верховная Рада Украины вместе с Кабинетом Министров сделают всего возможное для успешного проведения пенсионной реформы и достижение основной ее цели — повышение благосостояния и улучшение жизнь будущих пенсионеров.

Начиная из этого номера мы начинаем рубрику, где вы, уважаемые каши читатели найдете ответа на некоторые ваши вопросы относительно пенсионной реформы.

 

Какой будет пенсионная система в недалеком будущем?

Прежде всего, нужно заметить, что будущая пенсионная система будет строиться на четком распределении материального обеспечения в старосты в зависимости от трудового участия граждан в создании внутреннего валового продукта в течение их трудовой деятельности. Другими словами, те, кто работал и платил взносы в Пенсионный фонд, будут иметь право на обеспечение в старосты по общеобязательному государственному пенсионному страхованию (пенсию в зависимости от уплаченных взносов), а те, кто не работал и не платил взносов в Пенсионный фонд, — за счет государственных средств согласно за законодательству о государственной социальной помощи.

Пенсионное страхование есть одной из пяти составляющих единую комплексную систему общеобязательного государственного социального страхования, в  которую вводят в Украине. Она будет распространяться на лиц, которые работают по найму на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от формы собственности, видов деятельности и хозяйствования, созданных соответственно законодательству Украины, в объединениях граждан, у граждан-предпринимателей и других лиц, в частности, по договору гражданско-правового характера, и лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой.

Пенсионным страхованием будут охвачены также лица, которые проходят срочную военную службу; лица, которые соответственно законодательству получают помощь по уходу за детьми по достижении ими трех лет; неработающих трудоспособных родителей ребенка-инвалида возрастом до 16 лет; лица, которые присматривают за инвалидом первой группы или за престарелым, который достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсации соответственно законодательству. На эти категории лиц будет распространяться общеобязательное государственное пенсионное страхование, поскольку за эти периоды страховые взносы будет платить государство.

Лица, которые достигли 18-лет и учатся в высших или профессионально-учебных учреждениях на дневной форме обучения, смогут платить страховые взносы  Пенсионному фонду по собственному желанию. Период обучения будут причислять к страховому стажу лишь при условии уплаты страховых взносов. Периоды обучения после достижения 18-лет будут учитывать к страховому стажу при условии уплаты страховых взносов. При этом не обязательно, чтобы страховые взносы платили лишь во время обучения. Такие взносы можно будет уплатить и в более поздний период, после окончания обучения, если лицо начнет работать и будет получать больше, чем во время обучения, доходы.

Всем дееспособным лицам, которые достигли 16- и старшее и работают или получают доход от деятельности, не запрещенной законодательством, и не подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию, в том числе иностранцам и лицам без гражданства, будет предоставлено право платить по желанию страховые взносы в соответствии с  общеобязательным государственным пенсионным страхованием и соответственно они будут считаться застрахованными в общеобязательном государственном пенсионном страховании.

В соответствии с наработанными правительством двух законопроектов: "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и "Об негосударственном пенсионном обеспечении" предусмотрено создать в Украине трехуровневою систему пенсионного страхования:

-на первом уровне — обязательная солидарная система пенсионного страхования;

- на втором уровне — обязательная система накопления средств физических лиц в

общеобязательном Накопительном пенсионном фонде;

-на третьем уровне — добровольное дополнительное пенсионное обеспечение

через негосударственные пенсионные фонды, страховые организации (заключением договоров страхование пожизненной пенсии) и банковские учреждения (открытием депозитных пенсионных счетов).

Какие  виды пенсий предусмотрено общеобязательною  системой государственного пенсионного страхования?

Общеобязательной системой государственного пенсионного страхования (соответственно проекту Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании") предполагается назначение пенсионных выплат из солидарной системы пенсионного страхования и пожизненных пенсий за счет средств, аккумулированных в Накопительном пенсионном фонде.

Из солидарной системы будут назначать пенсии по возрасту, за инвалидностью и в случае потери кормильца.

Пенсии по возрасту из солидарной пенсионной системы будут назначать при наличии страхового стажа не менее чем пять лет, их размер будут определять за формулой, которая учитывает:

 1) продолжительность страхового стажа;

 2) заработок, из которого уплачены страховые взносы  Пенсионному фонду Украины;

3) индивидуальный коэффициент заработка (дохода);

4) среднюю заработную плату в Украине за год, который предшествует году обращения по назначению пенсии.

За счет средства, которые будут учитываться на накопительных пенсионных счетах застрахованных лиц и  с аккумулированных в общеобязательном Накопительном пенсионном фонде, будут назначать пожизненную пенсию трех видов:

- пожизненную пенсию с установленным периодом;

- пожизненную обусловленную пенсию;

- пожизненную пенсию супружества.

Средства Накопительного пенсионного фонда будут инвестировать ради получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц и будут обеспечивать получение в общеобязательной системе государственного пенсионного страхования пенсий больших размеров.

Пенсию из Накопительного пенсионного фонда будут рассчитывать исходя из суммы накопленных застрахованным лицом средства, с учетом будущего инвестиционного дохода, который будет обеспечиваться соответствующей страховой организацией, расходов, связанных с дальнейшим инвестированием указанных сумм, и учетом средней для мужчин и женщин продолжительности жизнь в случае установления законодательством разного возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин и с учетом средней для мужчин и средней для женщин продолжительности жизнь в случае установления законодательством одинакового возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

В случае смерти застрахованного лица средства, которые будут учитываться на его накопительном пенсионном счете, будут передавать наследникам в установленном законодательством порядке.

Активы Накопительного пенсионного фонда станут эффективным механизмом привлечения внутренних инвестиционных ресурсов в национальную экономику, будут оказывать содействие увеличению уровня оплаты труда, которая в свою очередь будет оказывать содействие увеличению поступления средств  Пенсионному фонду и даст возможность достичь высокого уровня пенсионного обеспечения.

Одним из показателей, который будут учитывать во время определения размера пенсии по возрасту по солидарной пенсионной системе, является продолжительность страхового стажа.

 Какие периоды будут причислять к такому стажу?

К страховому стажу будут зачисляться лишь периоды, за которые платили страховые взносы. При этом периоды, если застрахованное лицо платило страховые взносы в сумме, не ниже, чем взносы, начисленные из минимальной заработной платы, будут учитывать к страховому стажу в полном размере. Периоды, если лицо платило страховые взносы ниже, чем взносы, начисленные из минимальной заработной платы, будут учитывать пропорционально.

К страховому стажу будут учитывать:

- период работы по найму на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования;

- период службы в армии;

- время ухода за малолетними детьми до достижению трехлетнего возраста;

- время ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом І группы, престарелым, который достиг 80-летнего возраста;

- время получения помощи в связи с временной нетрудоспособностью;

 — время обучения в высших и профессионально-технических учреждениях после достижения 18-лет (при условии уплаты страховых взносов),

— период со дня признания Инвалидом к дате достижения общеустановленного пенсионного возраста,

— период со  дня смерти кормильца к дню, если кормилец достиг бы общеустановленного пенсионного возраста

За периоды ухода за детьми до достижения трехлетнего возраста, времени ухода за Инвалидом І группы, престарелым, который достиг 80-летнего возраста, и период срочной службы в армии, страховые взносы будут платиться за счет государственного или местного бюджетов

Страховой стаж для назначения пенсий будут устанавливать в одинарном размере. Исключение составляют лица, которые работали на роботах по Списку №1, — страховой стаж этих лиц дополнительно будут увеличивать на один год за каждый полный год такой работы.

Как учитывают стаж во время определения коэффициента страхового стажа для расчета пенсии по возрасту из солидарной системы?

Величина коэффициента страхового стажа (или цена одного года работы) зависит от актуарных расчетов и финансовых возможностей пенсионной системы. Вокруг вопроса относительно формулы вычисления пенсии, одной из составных которой есть коэффициент страхового стажа, велись широкие дискуссии. В законопроекте, принятом в первом чтении, один полный год работы  оценивается как 1%.

Общая величина коэффициента страхового стажа с учетом периода работы до и  после вступления в силу Законом не может превышать 75%, а для лиц, которые работали на роботах с вредными условиями труда по Списку №1, — 85%.

Кроме продолжительности страхового стажа, на размер пенсии по возрасту будет влиять и величина заработка. Как будут определять величину заработка для начисления пенсии?

            Согласно проекту Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", принятым в первом чтении, есть три варианта начисления пенсий. Исходя из этого и нужно рассматривать варианты учета заработка для начисления пенсии.

В случае выбора лицом, которому уже назначена пенсия, пенсии согласно ранее действовавшему законодательству будет учитываться заработок за 24 последних календарных месяца работы перед обращением за пенсией или 60 месяцев подряд на протяжении всей трудовой деятельности.

В случае начисления размера пенсии по новой формуле Закона после вступления  в действие этого Закона заработок будет учитываться за весь период согласно данными, которые помещаются в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда. Если лицо пожелает учесть и заработную плату до вступления в силу Закона, тогда законопроект предоставляет право учитывать любые периоды до вступления в силу Закона, но не менее чем 60 месяцев подряд. Подчеркиваю, что будет учитываться тот заработок, из которого платились страховые взносы. Этот означает, если лицо получало высокую заработную плату, а страховые взносы  Пенсионному фонду платило лишь из ее части, для расчета размера пенсии будут учитывать лишь тот заработок, из которого уплачены страховые взносы и которые обсчитаны в базе данных персонифицированного учета.

Есть еще один вариант вначисления пенсии, за двухсложной формулой. В этом случае заработок для начисления пенсии учитывается в зависимости от того, для обсчета какой части  пенсии его будут применять, то есть части пенсии до вступления в силу Закона или части пенсии после вступления в силу Закона.

Для начисления части пенсии, которая приходится на период до вступления в силу Закона, будут учитывать заработок соответственно Закону Украины "О пенсионном обеспечении", то есть за 24 последних календарных месяце работы подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев работы подряд и на протяжении всей трудовой деятельности, независимо от перерывов в работе. Имеется также предложение, чтобы за указанный период учитывали заработок не менее чем за 60 месяцев подряд.

Для начисления части пенсии, которая приходится на период после вступления в силу Закона, будет учитываться заработная плата за всю трудовую деятельность, которая приходится на период после вступления в силу Закона. При этом заработная плата будет приведена в соответствие с сегодняшней действительностью, на момент назначения пенсии с помощью определения Индивидуального коэффициента заработка для каждого застрахованного лица и применения его к среднемесячной средней заработной плате в Украине за год, который прдшествует году обращения по назначению пенсии.

Величина заработка, из которого будут начислять размер пенсии, будут учитывать в границах трех средних заработных плат в Украине, которая сложилась в минувшем календарном году, но не меньше предельной суммы заработка, из которого платят страховые взносы  социальным фондам.

Индивидуальный коэффициент заработка будут определять для каждого застрахованного лица, и он будет равен делению фактической заработной платы в разрезе за каждый месяц на среднюю заработную плату в Украине за соответствующий период.

Например, если застрахованное лицо получало в избранный период заработную плату, которая равнялась средний заработной плате в Украине, Индивидуальный коэффициент заработка будет равняться 1, а если заработок лица в два раза превышал среднюю заработную плату в Украине, Индивидуальный коэффициент заработка этого лица будет составлять 2.

В этом случае для начисления размера пенсии застрахованному лицу будет учтен заработок в два раза выше от средней заработной платы в Украине за год, который предшествует кварталу обращения по назначению пенсии, а для лица, Индивидуальный коэффициент заработка которого равняется 1, —  заработок, который равняется величине средней заработной платы за год, предшествующий году обращения по назначению пенсии.

Таким образом, приобретает большое  значение заработная плата, выплаченная в прошлые годы, которые испытала влияние инфляции.

Как будут индексировать пенсии по  новым законопроектом?

Законопроектом предусмотрено, что пенсии будут индексировать соответственно законодательству об индексации денежных доходов населения и еще дополнительно на 20% темпов роста реальной средней заработной платы в Украине сравнительно с предшествующим годом.

Гарантирует ли  новый законопроект определенный минимальный уровень пенсий и, если так, то каким он будет?

Да, законопроектом предусмотрено, что нетрудоспособные лица имеют право на

получение минимальной пенсии. Минимальную пенсию определяют как совокупность пенсии, назначенной из общеобязательной солидарной системы пенсионного страхования, пенсионных выплат, из второго (накопительного) и третьего уровней системы пенсионного обеспечения, а также государственной социальной помощи, назначенной соответственно Закону Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям". Минимальная пенсия, если она есть основным источником существования, не может быть ниже от размера прожиточного минимума. Однако до стабилизации экономического положения в Украине размер минимальной пенсии будет отвечать уровню обеспечения прожиточного минимума, установленному исходя из реальных возможностей расходной части государственного бюджета Украины.

Кроме того, для мужчин, которые имеют 25, а женщины — 20 лет страхового стажа и платили страховые взносы. Из заработной платы не ниже от минимальной заработной платы, размер пенсии по возрасту не может быть нижн  20% средней заработной платы в Украине за предшествующий год.

Нынче многих беспокоит вопрос  льготных пенсий. Как решается вопрос относительно назначения таких пенсий лицам, которые работали во вредных условиях труда?

 Льготные пенсии предусмотрено перевести в профессионально-отраслевые фонды. До внедрения такой системы пенсии лицам, которые за действующим законодательством имеют право на льготную пенсию по Списку №1, будут назначать в случае достижения установленного законом пенсионного возраста и при наличии трудового стажа, предусмотренного для указанной категории лиц согласно действующиму законодательству.

Такие пенсии будет выплачивать Пенсионный фонд за счет перераспределения средства солидарной системы с частичным возмещением затрат на их выплату предприятиями. В частности, предусмотрено, что начиная со следующего года после вступления в силу Закона, предприятия и организации будут возмещать Пенсионному фонду 20% затрат на выплату и доставку этих пенсий по Списку №1 (за исключением пенсий для работников, которые непосредственно полный рабочий день заняты на подземных роботах) Каждый следующий года величина выплат будет увеличиваться на 10% до 50-процентного размера возмещения затрат на выплату этих пенсий, до возникновения права на пенсию на общих основаниях. Пенсии лицам, занятым полный рабочий день на подземных роботах, в первый год после вступления в силу Закона будет выплачивать Пенсионный фонд за счет перераспределения средства солидарной системы, а в следующие годы — за счет средства государственного бюджета, который будет возмещать Пенсионному фонду средства, которые необходимы на выплату пенсий до достижения такими лицами общеустановленного пенсионного возраста. Пенсии по новому Закону будут назначать для указанных лиц по достижении пенсионного возраста и наличия стажа работы, определенных действующим законодательством. Другие льготные пенсии будут назначать не ранее чем  за пять лет до достижения пенсионного возраста и будут финансироваться полностью за счет предприятий, учреждений, организаций, бюджетных средств и целевых фондов.

В.СЕЛЕГА,

главный специалист

Управление пенсионного обеспечения Минтруда Украины

________________________________________________________________________________________

 

Пенсии будут повышены на 25 процентов?!!

 

Председатель правления Пенсионного фонда Борис Зайчук признал, что в 2002 году в бюджет Пенсионного фонда поступило 19,8млрд. собственных поступлений. Доходы на текущий год определенные в сумме 25,1 млрд. грн., в том числе собственными доходами – 23,1 млрд. грн.., из которых остаток средств – 1,6млрд.грн.

Как известно Пенсионный фонд в основном наполняется за счет сбора на пенсионное страхование, которые платят предприятия и работники с своей зарплаты. С 1 января 2002 года была установлена минимальная пенсия в размере 47,3 грн., а максимальная 141,9 грн. (Законом Украины на 2002 год был определен прожиточный минимум для лиц которые утратили работоспособность в сумме 268 грн.), до этого времени размер пенсий не изменялся. Если сравнить среднюю зарплату января прошлого года (320,76 грн.) с средней зарплатой января в этом году (400,59 грн.), то видим, что рост составляет 25%. Понятно, что в таких пропорциях происходит возрастание поступлений в Пенсионный фонд, а это значит, что уже сегодня минимальная пенсия может составлять по крайней мере 60 грн., а максимальная - 177,4 грн.

Следует напомнить, что из каждой гривны повышения пенсии государство сразу забирает у пенсионера 15-20 копеек через уменьшение ему жилищных субсидий. Кроме того государственный бюджет получает прибыль и из каждой гривны пенсионера, израсходованной на покупку хлеба, молока, оплату жилья и т.п., в виде налога на добавленную стоимость(НДС) - а это аж 20% стоимости товара или услуг.

Возникает  вопрос – почему затягивается принятие  решения относительно повышения размера пенсий, в то время когда финансовые возможности у Пенсионного фонда для этого давно уже есть? Почему вообще не пересматривать пенсии ежеквартально, или по полугодию в зависимости от размера  поступлений в Пенсионный фонд?

Мы как налогоплательщики в государственную казну и сборов-взносов  в Пенсионный и другие социальные фонды должны четко и жестко требовать ответа эти вопросы!

Мы не имеем права (ни юридического, ни экономического, а тем паче морального) затягивать с обеспечением конституционного (статья 46) права наших ветеранов на пенсию в размере не ниже прожиточного минимума!!!

Сергей Кондрюк

 

 

 

<<<< возвратиться 

На главную страницу