Учеба проводимая структурами МФМ
Продолжение:
Функции ВТО: - Руководство и контроль за
торговыми соглашениями в соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда
(торговля товарами, услугами, торговые аспекты интеллектуальной собственности). - Изучение и подведение итогов
торговой политики государств-членов. - Разрешение торговых споров между
государствами. - Расширение торговых сфер за счет
включения новых областей путем открытия переговорных раундов. Генеральный совет ВТО: Принимает решение по Докладу и
протоколу о присоединении страны к ВТО большинством в 2/3 голосов членов. Протокол о присоединении страны к
ВТО вступает в силу через 30 дней после согласия страны участника. Орган по разрешению споров: Год создания:1994
Полномочия -
разрешение торговых споров между государствами-членами. Процедура разрешения споров: 1-й этап: двусторонние консультации
между заинтересованными сторонами на предмет поиска полюбовного решения. 2-й этап: при отсутствии согласия
между сторонами создается группа экспертов или специальная группа. 3-й этап: претворение в жизнь
выводов группы экспертов или принятие сторонами решения о подаче апелляции. Выводы Апелляционного органа
автоматически принимаются к исполнению и носят обязательный характер Члены ВТО (по состоянию на сентябрь 2003 г.) В состав организации входят 148 стран-членов, на которые приходится 97 % общего объема мировой торговли. Последними странами, присоединение которых было одобрено в ходе Конференции министров в Канкуне в сентябре 2003 года, являются: Непал и Камбоджа. 25 стран имеют статус наблюдателя.
Получение статуса наблюдателя является обязательным этапом перед присоединением. Украина является наблюдателем с
1993 года, как и Россия. Китай присоединился к ВТО в 2001
году и имел статус наблюдателя с 1986 года. 7 организаций имеют статус
наблюдателя: ООН, ЮНКТАД, ФАО, ВОИС, Всемирный банк, МВФ,ОЭСР. Размер
взносов каждой страны рассчитывается на основе ее доли в общем объеме обменов
стран-членов. Система взаимоотношений в ВТО. Каждое государство-член участвует в
переговорах и каждый член обладает одним голосом. За разговорами о свободной торговле
стоят интересы, которые могут быть общими и/или противоположными. «Тяжеловесами» являются: США, ЕС,
Япония и Канада. Альянсы: чтобы иметь вес во время дебатов, страны объединяются по группам. Эти альянсы имеют более или менее прочный характер, и они в большей или в меньшей степени недолговечны. Они формируются и видоизменяются в зависимости от имеющихся стратегических интересов. Приведем
несколько примеров: «Четырехсторонний» альянс, в который входят ЕС, США, Канада
и Япония.
Кэрнсская
группа, которая
включает в себя Канаду, Австралию и Бразилию и которая выступает в
поддержку либерализации
торговли продуктами сельского хозяйства. Группа 77, является основной координирующей силой развивающихся
стран. В
Канкуне
появилась группа 21 развивающейся
страны, где
ведущую роль играют Бразилия,
Аргентина, Индия и Китай. Региональные экономические организации: АТЭС
(Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество) МЕРКОСУР (Общий рынок Южной
Америки) АКТ (группа государств
Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона) ЦЕССТ
(Центрально-европейское соглашение о свободной торговле).
АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Соглашения,
заключенные в рамках ВТО: • имеют принудительный
характер. Они превалируют над национальным законодательством; • являются необратимыми, за
исключением случаев, когда это вызвано соображениями национальной безопасности
или государственными интересами; • с 1994 года они опираются на систему санкций. Международные торговые правила
формируют собой мощную систему, которая оказывает глубокое воздействие на выбор
национальных экономических и социальных решений. Сами эти
правила обсуждаются при
отсутствии подлинных демократических дебатов. Является ли система голосования демократической? Принцип: один член, один голос. Но на практике: • Решения являются
результатом переговоров и принимаются на основе консенсуса (зачастую пассивного) • Для ускорения процесса
проводится большое количество совещаний (например, министерские в уменьшенном
виде), в которых участвует ограниченное число стран, но принятые ими предложения
оказывают важное влияние на исход финальных переговоров. •
Учитывая значение их рынка, развитые страны находятся в лучшем положении для ведения переговоров, чем
многие из развивающихся стран. • Многие развивающиеся
страны не имеют средств для содержания полной делегации в Женеве. Часто
делегации представлены в уменьшенном составе. • Они также находятся в невыгодном положении ввиду сложности стоящих проблем и нехватки квалифицированного персонала для ведения досье. Правила ВТО: - ВТО утверждает, что она воплощает
собой многостороннюю торговую систему, основанную на правилах. - Однако эти правила были
разработаны и функционируют исключительно в интересах многонациональных
компаний. - Все страны участвуют на равных
основаниях, (исключение: в ряде случаев развивающиеся страны пользуются "особым
режимом"). - Можно ли предписывать равные
правила и обязательства неравным партнерам -неравным с политической,
экономической и финансовой точек зрения? Средства торговой защиты, предусмотренные в соглашениях ВТО? В целях защиты национальных рынков
страны – члены
ВТО могут применять определенные санкции в их числе: "Исключения": статья XX ГАТТ признавала "легитимность" национальных мер, направленных на защиту здоровья или на обеспечение безопасности людей, а также на защиту здоровья или жизни животных, на охрану растительности и окружающей среды и мер, связанных с сохранением исчерпываемых природных ресурсов.
Защитные меры:
срочные меры, временно ограничивающие импорт с целью «защиты» национальных
производственных отраслей (статья XIX ГАТТ).
Антидемпинг:
в случае, если
практика демпинга представляет собой угрозу для производственной отрасли
страны-импортера, эта страна может наложить дополнительную пошлину на
соответствующий товар (статья VI ГАТТ).
Субсидии и компенсационные пошлины («Соглашение о субсидиях и
компенсационных мерах»): если субсидии причиняют
ущерб национальной производственной отрасли в стране-импортере, контрмерой может стать введение дополнительных
пошлин ("компенсационные пошлины"). 2. Вступление
Украины в ВТО и последствия этого шага. Что дает стране присоединение к ВТО? - Снижение таможенных пошлин. - Изменение субсидий для экономики. - Создание режима интеллектуальной собственности. - Принятие новых правил в области
конкуренции, инвестиций, государственных рынков - Организация таможенного режима. При этом страна обязана разработать
политику по смягчению негативных последствий снятия ограничений касающуюся: а) адаптации рынка рабочей силы; б) оказания помощи в связи с прекращением трудовой деятельности; в) проведения налоговой реформы. Цели, преследуемые УКРАИНОЙ при вступлении в ВТО. Присоединение к ВТО является
стратегической целью Украины. Эта задача находится в центре внутренней и внешней
политики. При вступлении в ВТО достигается: • Ускорение реформ путем
подключения страны к мировой экономике и предупреждения экономической и торговой
изоляции. • Либерализация торгового режима
между Украиной и Европейским союзом и начало переговоров по соглашению о
свободной торговле между Украиной и ЕС. • Доступ украинских производителей
и экспортеров к рынкам стран-членов ВТО. • Сокращение тарифных и нетарифных
ограничений на украинский экспорт в частности, в области металлургии. • Устранение дискриминации
(например, антидемпинговые меры), которой подвергается украинский экспорт, в
частности, в отношении изделий сталеплавильного сектора промышленности. • Создание более благоприятных условий
для иностранных инвестиций и передачи новых технологий. • Участие в процессе принятия решений ВТО и получение
доступа в орган разрешения споров. Процедура присоединения к ВТО Заявление о присоединении. • Письмо от страны-кандидата в ВТО. • Создание Рабочей группы. • Подготовка страной-кандидатом
меморандума по вопросам
своего торгово- экономического режима. Изучение торговой политики. • Вопросы стран-членов и ответы
страны-кандидата • Совещание Рабочей группы и подробное
изучение экономической политики и торгового законодательства. Обсуждение условий присоединения. • Предложение страны-кандидата по
вопросам товаров и услуг. • Календарный план выполнения конкретных
обязательств страны-кандидата. • Многосторонние и двусторонние
переговоры. • Доклад Рабочей группы, содержащий
условия присоединения - проект договора
' о присоединении ("протокол о присоединении"). Рост требований к странам-кандидатам на присоединение к
ВТО. • Присоединение является тяжелым и
сложным процессом. • Сближение с ВТО отличается от процедуры вступления в другие
международные организации. • С момента создания ВТО критерии стали
более строгими. • Процесс присоединения является большей частью односторонним и
происходит в контексте переговоров. • Страны-члены ВТО проявляют все больше и
больше сдержанности в вопросе о том, чтобы разрешать развивающимся и
восточноевропейским странам использовать переходные периоды для приспособления к
правилам ВТО. Позволяет ли текущий подход установить надлежащее
равновесие между требованиями торгового режима ВТО и возможностями
страны-кандидата? Основные вопросы, затрагиваемые на переговорах по присоединению
Украины к ВТО: • Доступ на рынки (двусторонние
переговоры). Украина подписала протоколы со многими странами и с Европейским
союзом, но остается еще ряд стран, например: США, Швейцария, Молдавия, Литва,
Австралия и Норвегия. • Торговый режим (многосторонние
переговоры). Обсуждаются следующие вопросы: таможенные тарифы, квоты и
процедуры, права интеллектуальной собственности, антидемпинговое
законодательство, сертификация и санитарные правила и т.д. Рабочая группа должна представить
окончательный доклад и определить обязательства Украины сообразно нормам ВТО. • Сельское хозяйство: - Таможенные пошлины: двусторонние
переговоры. - Субсидии: многосторонние переговоры. • Услуги (главным образом двусторонние переговоры).
3. Последствия для экономики страны от вступления в ВТО: Основные: - Увеличение импорта. - Рост иностранной конкуренции на внутреннем рынке -
утрата национальными предприятиями своей доли на рынке. - Структурная перестройка предприятий. - Сокращение/отмена субсидий и непрямой
поддержки промышленности. - Ликвидация государственных монополий и
служб общественного назначения. Возможные последствия для различных секторов экономики
Украины от присоединения к ВТО
(По
оценкам круглого стола, организованного Центром Разумкова и Фондом Евразия,
Киев, июль 2002 года): • Повышенная степень вероятности достижения положительных
результатов: Пищевая промышленность, легкая
промышленность, телекоммуникации, туризм, фондовые биржи, газопроводы
(трубопроводы), страхование, почтовые
услуги, банковские
услуги. • Определенная степень вероятности достижения положительных
результатов: Самолетостроение, кораблестроение,
химическая промышленность, железнодорожный транспорт, образование, морской
транспорт, медицинское обслуживание. • Возможное равновесие между положительными и отрицательными
результатами: Электроэнергетика, воздушный транспорт. • Определенная степень вероятности получения отрицательных результатов Черная металлургия. • Будут практически ликвидированы сектора экономики (повышенная степень
вероятности получения отрицательных результатов): Автомобилестроение, приборостроение, тяжелое
машиностроение, угольная промышленность,
радиоэлектроника, производство сельскохозяйственной техники, сельское
хозяйство. 4.
Международное профсоюзное движение и ВТО. Профсоюзы выдвигают ряд требований к ВТО, среди
которых: - Включение фундаментальных трудовых норм
МОТ в соглашения ВТО. - Рост и устойчивое развитие для всех
стран. - Особый и льготный режим для
развивающихся стран. - Лучший доступ к рынкам развитых стран. - Реформа ВТО: больше транспарентности и
демократии. - Защита основных аспектов коммунального
обслуживания. - Охрана здоровья и окружающей среды. - Установление процедуры официальных консультаций для
профсоюзов и
предоставление статуса наблюдателя для МОТ. Программа действий
МФМ на 2002-2005 гг. Необходимо добиться проведения реформы ВТО с учетом
потенциальных социальных и экологических последствий принимаемых ею решений. При
этом требования ВТО не должны создавать государствам препятствий в осуществлении
политики в таких областях, как защита потребителя, трудящихся и окружающей
среды, здравоохранение, промышленное и в целом экономическое развитие. Требования ВТО должны оставлять возможность для
дифференцированного подхода к «молодым» отраслям промышленности страны, и для
различных требований, которые государства считают необходимым предъявлять к
инвесторам. МФМ будет добиваться реформирования
ВТО, в частности, с тем, чтобы ВТО учитывала потенциальные
социальные и экологические последствия своих решений. МФМ
будет добиваться того, чтобы
любое вновь заключаемое торговое соглашение обязательно: - Предусматривало бы охрану граждан,
трудящихся и окружающей среды; учитывало бы то, что государство должно постоянно определять
свою экономическую политику; - Включало бы в себя положения, гарантирующие права
трудящихся и охрану окружающей среды. МФМ и ее члены будут продолжать поддерживать акции
национального и международного уровня, направленные на: включение общепризнанных
международных основных трудовых норм, в том числе права на объединение в
профсоюзы и заключение коллективных договоров, в экономические соглашения и
политические программы многосторонних структур в системе глобального управления,
таких, как Мировой банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая
организация. Выводы: - Украина взяла курс на интеграцию в мировое и европейское экономическое пространство, и она должна занять достойное место в любой международной организации, в том числе и ВТО. - Этот курс профсоюзы поддерживают, однако, присоединение Украины к ВТО не может быть самоцелью, а также спровоцировать невыполнение конституционных норм. Все решения и действия Правительства должны быть максимально приближены к интересам национального товаропроизводителя, предусматривать укрепление его позиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Развитие отечественного производства служит основой экономической и национальной безопасности Украины и базой для расширения продуктивной занятости. - Должны быть разработаны и внедрены в национальную экономику упреждающие меры от последствий вступления Украины в ВТО. - ВТО - это американский вариант устройства мира – модель глобализации, одна из контролируемых американским капиталом международных организаций. В нынешних условиях на фоне всеобщего спада мировой экономики, Украина представляет интерес для ВТО в части насыщения территории Украины товарами ВТО и получения доступа к дешевой рабочей силе. - Поспешность вступления Украины в ВТО приведет к развалу отечественного промышленного сектора экономики, массовой безработице и ухудшению жизненного уровня большей части населения страны. Богатые будут богатеть, а бедные станут еще беднее
Резолюция
участников международного семинара МФМ “О Мировой организации торговли и
вступление к ней Украины”
15 октября 2003 года г. Киев Участники международного семинара, представители профсоюзов машиностроительного и оборонительного комплекса Украины, которые являются членскими организациями Международной Федерации Металлистов ( МФМ ), учитывая приоритетность внешнеэкономической политики государства относительно принятого курса на интеграцию Украины в мировое и европейское экономическое пространство, отмечают, что Украина достойная того, чтобы занять место в любой международной организации, в том числе и ВТО. Однако, присоединение Украины к ВТО не может быть самоцелью, а также спровоцировать невыполнение конституционных норм. Все решения и действия Правительства должны быть максимально приближены к интересам национального товаропроизводителя, предусматривать укрепление его позиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Развитие отечественного производства служит основой экономической и национальной безопасности Украины и базой для расширения продуктивной занятости и должно гарантировать достойную оплату труда не ниже уровня развитых стран – членов ВТО. Каждый шаг процесса подготовки к вступлению Украины в ВТО может быть экономически и технически обоснованным и подкрепленным комплексом мер по снижению риска. Обязательным условием вступления в ВТО должна быть согласованность со временем готовности отраслей экономики, в том числе и машиностроения, к жесткой конкуренции. Только постепенная интеграция в международное торговое сообщество и государственная защита собственного рынка предоставят Украине возможность поднять собственную экономику, стать привлекательным государством для инвестиций и выйти на достойный уровень экономического и социального развития. Прошло больше полгода с момента проведения парламентских слушаний о состоянии подготовки к вступлению Украины во Всемирную организацию торговли, однако до этого времени информирование общественности об условиях вхождения в ВТО, об ожидаемых преимуществах или потерях явно недостаточно. Не проведен анализа социальных последствий вступления в ВТО, прежде всего, прогнозирования ситуации на рынке труда и уровня занятости в областях экономики и в регионах. Отсутствуют упреждающие мероприятия по нейтрализации возможных отрицательных социально-экономических последствий. Продолжается непрозрачная, закрытая деятельность Правительства относительно вступления страны в ВТО, поэтому участники семинара заявляют о недопустимости формирования условий, в соответствии с которыми Украина станет членом ВТО, только на уровне правительственных структур, поскольку эти условия будут касаться каждого среднего гражданина нашего государства. Учитывая указанное профсоюзы машиностроительного и оборонного комплекса Украины заявляют, что они поддержат вступление в ВТО лишь при условиях обеспечения в Украине минимальных государственных социальных стандартов и гарантий, определенных законами и Конституцией, а к тому времени будут оставаться в оппозиции относительно этого процесса.
Членские организации МФМ в Украине, профсоюза:
Авиастроения, «Машметал», Оборонной промышленности АСМУ, " Машприбор ", " Радиоэлектронмаш ", Судостроителей
|