Учеба проводимая структурами МФМ

 

Продолжение:

 Начало на предыдущей странице

 

Структура ВТО

 

Министерская конференция
Состоит из представителей всех государств-членов
созывается раз в два года

Генеральный совет
Орган по обзору торговой политики

Генеральный совет
Орган по разрешению споров

Генеральный совет
Представителей всех государств-членов
созывается раз в два месяца

 

4 комитета по: 
- торговле и развитию
- ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса.
- бюджету, финансам и администрации.
- торговле и окружающей среде

Совет по торговле товарами

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, затрагивающим торговлю

Совет по торговле и услугам

Комитеты 
Рабочие группы

Комитеты 
Рабочие группы

СЕКРЕТАРИАТ ВТО
550 работников

    14. Функционирование ВТО.

    Функции ВТО:

- Руководство и контроль за торговыми соглашениями в соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда (торговля товарами, услугами, торговые аспекты интеллектуальной собственности).

- Изучение и подведение итогов торговой политики государств-членов.

- Разрешение торговых споров между государствами.

- Расширение торговых сфер за счет включения новых областей путем открытия переговорных раундов.

Генеральный совет ВТО:

Принимает решение по Докладу и протоколу о присоединении страны к ВТО большинством в 2/3 голосов членов.

Протокол о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после согласия страны участника.

Орган по разрешению споров:

Год создания:1994

Полномочия - разрешение торговых споров между государствами-членами.

Процедура разрешения споров:

1-й этап: двусторонние консультации между заинтересованными сторонами на предмет поиска полюбовного решения.

2-й этап: при отсутствии согласия между сторонами создается группа экспертов или специальная группа.

3-й этап: претворение в жизнь выводов группы экспертов или принятие сторонами решения о подаче апелляции.

Выводы Апелляционного органа автоматически принимаются к исполнению и носят обязательный характер

Члены ВТО (по состоянию на сентябрь 2003 г.)

В состав организации входят 148 стран-членов, на которые приходится 97 % общего объема мировой торговли. Последними странами, присоединение которых было одобрено в ходе Конференции министров в Канкуне в сентябре 2003 года, являются: Непал и Камбоджа.

25 стран имеют статус наблюдателя. Получение статуса наблюдателя является обязательным этапом перед присоединением.

Украина является наблюдателем с 1993 года, как и Россия.

Китай присоединился к ВТО в 2001 году и имел статус наблюдателя с 1986 года.

7 организаций имеют статус наблюдателя: ООН, ЮНКТАД, ФАО, ВОИС, Всемирный банк, МВФ,ОЭСР.

Размер взносов каждой страны рассчитывается на основе ее доли в общем объеме обменов стран-членов.

Система взаимоотношений в  ВТО.

Каждое государство-член участвует в переговорах и каждый член обладает одним голосом.

За разговорами о свободной торговле стоят интересы, которые могут быть общими и/или противоположными.

«Тяжеловесами» являются: США, ЕС, Япония и Канада.

Альянсы: чтобы иметь вес во время дебатов, страны объединяются по группам. Эти альянсы имеют более или менее прочный   характер, и они в большей или   в меньшей степени недолговечны. Они   формируются и видоизменяются в   зависимости от имеющихся стратегических интересов.

 Приведем несколько примеров:

«Четырехсторонний» альянс, в который входят ЕС, США, Канада и Япония.

 Кэрнсская  группа,  которая  включает в себя Канаду, Австралию и Бразилию и которая      выступает      в      поддержку либерализации    торговли    продуктами

сельского хозяйства.

Группа 77, является основной координирующей силой развивающихся стран.

В     Канкуне     появилась     группа     21 развивающейся   страны,   где   ведущую  роль     играют     Бразилия,     Аргентина, Индия и Китай.

Региональные экономические организации:

АТЭС      (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество)

МЕРКОСУР (Общий рынок Южной Америки)

АКТ (группа государств Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона)

ЦЕССТ     (Центрально-европейское соглашение о свободной торговле).

АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Соглашения,   заключенные   в   рамках ВТО:

• имеют принудительный характер. Они превалируют над национальным законодательством;

• являются необратимыми, за исключением случаев, когда это вызвано соображениями национальной безопасности или государственными интересами;

• с 1994 года они опираются на систему санкций.

Международные торговые правила формируют собой мощную систему, которая оказывает глубокое воздействие на выбор национальных экономических и социальных решений.

Сами   эти   правила   обсуждаются   при   отсутствии подлинных демократических дебатов.

Является ли система голосования  демократической?

Принцип: один член, один голос.

Но на практике:

• Решения являются результатом переговоров и принимаются на основе консенсуса (зачастую пассивного)

• Для ускорения процесса проводится большое количество совещаний (например, министерские в уменьшенном виде), в которых участвует ограниченное число стран, но принятые ими предложения оказывают важное влияние на исход финальных переговоров.

• Учитывая значение их рынка, развитые страны находятся в лучшем положении для

ведения переговоров, чем многие из развивающихся стран.

• Многие развивающиеся страны не имеют средств для содержания полной делегации в Женеве. Часто делегации представлены в уменьшенном составе.

• Они также находятся в невыгодном положении ввиду сложности стоящих проблем и нехватки квалифицированного персонала для ведения досье.

Правила ВТО:

- ВТО утверждает, что она воплощает собой многостороннюю торговую систему, основанную на правилах.

- Однако эти правила были разработаны и функционируют исключительно в интересах многонациональных компаний.

- Все страны участвуют на равных основаниях, (исключение: в ряде случаев развивающиеся страны пользуются "особым режимом").

- Можно ли предписывать равные правила и обязательства неравным партнерам -неравным с политической, экономической и финансовой точек зрения?

Средства торговой защиты,  предусмотренные в соглашениях ВТО?

В целях защиты национальных рынков страны – члены      ВТО могут применять определенные санкции в их числе:

"Исключения": статья XX ГАТТ признавала "легитимность" национальных мер, направленных на защиту здоровья или на обеспечение безопасности людей, а также на защиту здоровья или жизни животных, на охрану растительности и окружающей среды и мер, связанных с сохранением исчерпываемых природных ресурсов.

Защитные меры: срочные меры, временно ограничивающие импорт с целью «защиты» национальных производственных отраслей (статья XIX ГАТТ).

Антидемпинг: в случае, если практика демпинга представляет собой угрозу для производственной отрасли страны-импортера, эта страна может наложить дополнительную пошлину на соответствующий товар (статья VI ГАТТ).

Субсидии и компенсационные пошлины («Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах»): если субсидии причиняют ущерб национальной производственной отрасли в стране-импортере, контрмерой  может стать введение дополнительных пошлин ("компенсационные пошлины").

      2. Вступление Украины в ВТО и последствия этого шага.

Что дает стране присоединение к ВТО?

- Снижение таможенных пошлин.

- Изменение субсидий для экономики.

- Создание режима   интеллектуальной собственности.

- Принятие новых правил в области конкуренции, инвестиций, государственных рынков

- Организация таможенного режима.

При этом страна обязана разработать политику по смягчению негативных последствий снятия ограничений касающуюся:

а) адаптации рынка рабочей силы;

 б) оказания помощи в связи с прекращением трудовой деятельности;

 в) проведения налоговой реформы.

Цели, преследуемые УКРАИНОЙ при вступлении в ВТО.

Присоединение к ВТО является стратегической целью Украины. Эта задача находится в центре внутренней и внешней политики.

При вступлении в ВТО достигается:

• Ускорение реформ путем подключения страны к мировой экономике и предупреждения экономической и торговой изоляции.

• Либерализация торгового режима между Украиной и Европейским союзом и начало переговоров по соглашению о свободной торговле между Украиной и ЕС.

• Доступ украинских производителей и экспортеров к рынкам стран-членов ВТО.

• Сокращение тарифных и нетарифных ограничений на украинский экспорт в частности, в области металлургии.

• Устранение дискриминации (например, антидемпинговые меры), которой подвергается украинский экспорт, в частности, в отношении изделий сталеплавильного сектора промышленности.

• Создание более благоприятных условий для иностранных инвестиций и передачи новых технологий.

• Участие в процессе принятия решений ВТО и получение доступа в орган разрешения споров.

Процедура присоединения к ВТО

Заявление о присоединении.

• Письмо от страны-кандидата в ВТО.

• Создание Рабочей группы.

• Подготовка страной-кандидатом меморандума   по вопросам своего торгово-

экономического режима.

Изучение торговой политики.

• Вопросы стран-членов и ответы страны-кандидата

• Совещание Рабочей группы и подробное изучение экономической политики и

торгового законодательства.

Обсуждение условий присоединения.

• Предложение страны-кандидата по вопросам товаров и услуг.

• Календарный план выполнения конкретных обязательств страны-кандидата.

• Многосторонние и двусторонние переговоры.

• Доклад Рабочей группы, содержащий условия присоединения - проект договора  ' о

присоединении ("протокол о присоединении").

Рост требований к странам-кандидатам на присоединение к ВТО.

• Присоединение является тяжелым и сложным процессом.

• Сближение с ВТО отличается от процедуры вступления в другие международные организации.

• С момента создания ВТО критерии стали более строгими.

• Процесс присоединения  является большей частью односторонним и происходит в контексте переговоров.

• Страны-члены ВТО проявляют все больше и больше сдержанности в вопросе о том, чтобы разрешать развивающимся и восточноевропейским странам использовать переходные периоды для приспособления к правилам ВТО.

Позволяет ли текущий подход установить надлежащее равновесие между требованиями торгового режима ВТО и возможностями страны-кандидата?

Основные вопросы, затрагиваемые на переговорах по присоединению Украины к ВТО:

• Доступ на рынки (двусторонние переговоры). Украина подписала протоколы со многими странами и с Европейским союзом, но остается еще ряд стран, например: США, Швейцария, Молдавия, Литва, Австралия и Норвегия.

• Торговый режим (многосторонние переговоры). Обсуждаются следующие вопросы: таможенные тарифы, квоты и процедуры, права интеллектуальной собственности, антидемпинговое законодательство, сертификация и санитарные правила и т.д.

Рабочая группа должна представить окончательный доклад и определить обязательства Украины сообразно нормам ВТО.

• Сельское хозяйство:

- Таможенные пошлины: двусторонние переговоры.

- Субсидии: многосторонние переговоры.

• Услуги (главным образом двусторонние переговоры).

     3. Последствия для экономики страны от вступления в ВТО:

Основные:

- Увеличение импорта.

- Рост иностранной конкуренции на внутреннем рынке - утрата национальными предприятиями своей доли на рынке.

- Структурная перестройка предприятий.

- Сокращение/отмена субсидий и непрямой поддержки промышленности.

- Ликвидация государственных монополий и служб общественного назначения.

Возможные последствия для различных секторов экономики Украины от  присоединения к ВТО (По оценкам круглого стола, организованного Центром Разумкова и Фондом Евразия, Киев, июль 2002 года):

• Повышенная степень вероятности достижения положительных результатов:

Пищевая промышленность, легкая промышленность, телекоммуникации, туризм, фондовые биржи, газопроводы (трубопроводы),   страхование,   почтовые   услуги,   банковские услуги.

• Определенная степень вероятности достижения положительных результатов:

Самолетостроение, кораблестроение, химическая промышленность, железнодорожный транспорт, образование, морской транспорт, медицинское обслуживание.

• Возможное равновесие между положительными и отрицательными результатами:

Электроэнергетика, воздушный транспорт.

• Определенная степень вероятности получения отрицательных результатов

Черная металлургия.

• Будут практически ликвидированы сектора экономики (повышенная степень вероятности получения отрицательных результатов):

Автомобилестроение, приборостроение, тяжелое машиностроение, угольная промышленность,  радиоэлектроника, производство сельскохозяйственной техники, сельское хозяйство.

4. Международное профсоюзное движение и ВТО.

Профсоюзы выдвигают ряд требований к ВТО, среди которых:

- Включение фундаментальных трудовых норм МОТ в соглашения ВТО.

- Рост и устойчивое развитие для всех стран.

- Особый и льготный режим для развивающихся стран.

- Лучший доступ к рынкам развитых стран.

- Реформа ВТО: больше транспарентности и демократии.

- Защита основных аспектов коммунального обслуживания.

- Охрана здоровья и окружающей среды.

- Установление процедуры официальных консультаций для профсоюзов и

предоставление статуса наблюдателя для МОТ.

Программа действий  МФМ  на 2002-2005 гг.

Необходимо добиться проведения реформы ВТО с учетом потенциальных социальных и экологических последствий принимаемых ею решений. При этом требования ВТО не должны создавать государствам препятствий в осуществлении политики в таких областях, как защита потребителя, трудящихся и окружающей среды, здравоохранение, промышленное и в целом экономическое развитие.

Требования ВТО должны оставлять возможность для дифференцированного подхода к «молодым» отраслям промышленности страны, и для различных требований, которые государства считают необходимым предъявлять к инвесторам.

МФМ будет добиваться реформирования ВТО, в частности, с тем, чтобы ВТО учитывала потенциальные социальные и экологические последствия своих решений.

МФМ  будет добиваться того,  чтобы любое вновь заключаемое торговое соглашение обязательно:

- Предусматривало бы охрану граждан, трудящихся и окружающей среды;

учитывало бы то, что государство должно постоянно определять свою экономическую политику;

- Включало бы в себя положения, гарантирующие права трудящихся и охрану окружающей среды.

МФМ и ее члены будут продолжать поддерживать акции национального и международного уровня, направленные на: включение общепризнанных международных основных трудовых норм, в том числе права на объединение в профсоюзы и заключение коллективных договоров, в экономические соглашения и политические программы многосторонних структур в системе глобального управления, таких, как Мировой банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация.

Выводы:

          - Украина взяла курс на  интеграцию в мировое и европейское экономическое пространство, и она должна  занять достойное место в любой международной организации, в том числе и ВТО.

        -  Этот курс профсоюзы поддерживают, однако, присоединение Украины к ВТО не может быть самоцелью, а также спровоцировать  невыполнение конституционных норм. Все решения и действия Правительства должны быть максимально приближены к интересам национального товаропроизводителя, предусматривать укрепление его позиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Развитие отечественного производства служит основой экономической и национальной безопасности Украины и базой для расширения продуктивной занятости.    

          - Должны быть разработаны и внедрены в национальную экономику упреждающие меры от последствий вступления Украины в ВТО.

         - ВТО - это американский вариант устройства мира – модель глобализации, одна из контролируемых американским капиталом международных организаций. В нынешних условиях на фоне всеобщего спада мировой экономики, Украина представляет интерес  для ВТО в части  насыщения территории Украины товарами ВТО и получения доступа к дешевой рабочей силе.                

       -  Поспешность вступления  Украины в ВТО приведет к развалу отечественного промышленного сектора экономики, массовой безработице и ухудшению жизненного уровня большей части населения страны. Богатые будут богатеть, а бедные станут еще беднее

       5. Резолюция.

Резолюция  участников международного семинара МФМ “О Мировой организации торговли и вступление к ней Украины”

15 октября 2003 года г. Киев

            Участники международного семинара, представители профсоюзов машиностроительного и оборонительного комплекса Украины, которые являются членскими организациями Международной Федерации Металлистов ( МФМ ), учитывая приоритетность внешнеэкономической  политики государства относительно принятого курса на интеграцию Украины в мировое и европейское экономическое пространство, отмечают, что  Украина достойная того, чтобы занять место в любой международной организации, в том числе и ВТО.

Однако, присоединение Украины к ВТО не может быть самоцелью, а также спровоцировать  невыполнение конституционных норм. Все решения и действия Правительства должны быть максимально приближены к интересам национального товаропроизводителя, предусматривать укрепление его позиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Развитие отечественного производства служит основой экономической и национальной безопасности Украины и базой для расширения продуктивной занятости и должно гарантировать достойную оплату труда не ниже уровня развитых стран – членов ВТО.

            Каждый шаг процесса подготовки к вступлению Украины в ВТО может быть экономически и технически обоснованным и подкрепленным  комплексом  мер  по  снижению  риска.

Обязательным условием вступления в ВТО должна быть  согласованность со временем готовности отраслей экономики, в том числе и машиностроения, к жесткой конкуренции. Только постепенная интеграция в международное торговое сообщество и государственная  защита собственного рынка  предоставят Украине возможность  поднять собственную экономику, стать привлекательным государством для инвестиций и выйти  на достойный уровень экономического и социального развития.

Прошло больше  полгода с момента проведения парламентских слушаний о состоянии подготовки к вступлению Украины во Всемирную организацию торговли, однако до этого времени   информирование общественности об условиях вхождения  в ВТО, об ожидаемых преимуществах или потерях явно недостаточно. Не проведен анализа социальных последствий вступления в ВТО, прежде всего, прогнозирования ситуации на рынке труда и уровня занятости в областях экономики и в регионах. Отсутствуют упреждающие мероприятия по нейтрализации  возможных  отрицательных социально-экономических последствий.

Продолжается непрозрачная, закрытая деятельность Правительства относительно вступления страны в ВТО, поэтому участники  семинара заявляют о недопустимости формирования условий, в соответствии с которыми Украина станет членом ВТО, только на уровне правительственных структур, поскольку эти условия будут касаться каждого среднего гражданина нашего государства.

Учитывая указанное профсоюзы машиностроительного и оборонного комплекса Украины заявляют, что они  поддержат вступление в ВТО лишь при условиях обеспечения в Украине минимальных государственных социальных стандартов и гарантий, определенных законами и Конституцией, а к тому времени будут оставаться в оппозиции относительно этого процесса.

Членские организации МФМ в Украине, профсоюза:

            Авиастроения, «Машметал», Оборонной промышленности            

            АСМУ,       " Машприбор ",      " Радиоэлектронмаш ",       Судостроителей

 


    Оглавление

    На главную страницу